Стр. 64 - BDM_2013-03

Упрощенная HTML-версия

цены и платежный баланс, что в конечном итоге потребу-
ет отмены этих мер, причемтакая отмена может носить
деструктивный характер»
,— предупредил глава предста-
вительства МВФ в России
Одд Пер БРЕКК
.
МВФ видит три возможных сценария развития рос-
сийской экономики в среднесрочной перспективе. Базо-
вый сценарий подразумевает пассивность в экономиче-
ской политике, отсутствие принципиальных изменений.
В таком случае экономика России будет расти темпами
около 3,75% в год и останется уязвимой к внешним шокам
(очень близкий, почти аналогичный сценарий, просчитан-
ный Центром структурных исследований, дает еще худший
прогноз — 2,7–3% годового роста). Развитие неблагопри-
ятного сценария, включающего падение цены на нефть до
$80 за баррель, означает темпы роста ниже 3% (эксперты из
российского центра не исключают при таком варианте сни-
жение темпов роста производства до нулевых отметок).
Но есть и более благоприятный сценарий.
«Можно обе-
спечить ежегодные темпы роста на уровне 6% в среднесроч-
ном периоде с помощью более эффективной стратегии»
, —
не сомневается
Одд Пер БРЕКК
. Однако это означает отказ
от устаревшей модели роста и осуществление реформ.
Программные соревнования
В том, что необходимо что-то кардинально менять, не
сомневается, похоже никто из независимых экспертов:
развитие экономики одной ногой уже вступило в застой.
И вытянуть из болота этого бегемота с помощью каких-
либо косметических решений уже не получится. Как уже
невозможно вычленить какую-либо отрасль или сектор
производства, которые способны сыграть роль преслову-
той точки опоры для «переворачивания мира».
И даже самые закоренелые либералы убеждены, что в
этой ситуации требуется проявление именно государствен-
ной воли. Не в плане разрозненных и мелочных указаний,
а в виде убедительной концепции дальнейшего экономиче-
ского развития — цельной, масштабной, комплексной.
И тут выясняется, что чего-чего, а различных программ,
той или иной степени концептуальности, у нас в избыт-
ке. Только вот дальше деклараций дело не идет. Благо­
В плену старой модели
П
отенциальных точек для эко-
номического роста я, к сожале-
нию, пока не вижу.
Минэкономразвития в конце
прошлого года инициировал обсуж-
дение мер по оживлению экономи-
ческого роста. И все предлагаемые
меры сводились к стимулированию
расширения внутреннего спроса,
прежде всего за счет рефинансиро-
вания и ослабления бюджетной по-
литики — увеличения бюджетных
расходов, предоставления налого-
вых льгот и прочего в том же духе.
По сути, правительство пытает-
ся поддерживать старую модель: мы
расширяем внутренний спрос и за
счет этого получаем какой-то рост.
С одной стороны, действитель-
но в 2012 году из тех 3–4% роста
ВВП, которые мы достигли, по на-
шим оценкам— 1,2–1,3 процентных
пункта были обусловлены ростом
потребительского кредитования.
С другой стороны, это расширение
внутреннего спроса дало весьма
скромный импульс развитию про-
изводства, не такой, какого можно
было бы ожидать. По нашим оцен-
кам, из 100 рублей примерно 25 по-
шло на расширение производства.
Все остальное — в импорт и ин-
фляцию.
Очевидно, что наша экономика
вяло реагирует на различные моне-
тарные импульсы — на то же рас-
ширение внутреннего спроса. То
есть добавление денег в экономику
не означает, что мы так же пропор-
ционально будем расти.
Сейчас предпринимаются некие
конвульсивные, на мой взгляд, дей-
ствия, направленные, во-первых, на
то, чтобы снова накачать банков-
ский сектор кредитами ЦБ и таким
образом поддержать кредитную
активность, во-вторых, на увеличе-
ние бюджетных расходов на инфра-
структурные и прочие масштабные
проекты. Но на примере того же
Олимпийского строительства, сме-
та которого увеличилась в пять раз
от изначальной, и при том далеко
не все намеченное построено, мы
видим, что такие расходы неэффек-
тивны.
У нас экономическая активность
и деловая среда таковы, что не от-
кликаются на увеличение финанси-
рования соответствующим образом.
Все деньги, которые вкладываются в
экономику, уходят в рост инфляции
и в импорт.
В правительстве сейчас обсуж-
даются расчеты по долгосрочной
Программе–2030. И там, насколько
мне известно, речь также идет об ис-
пользовании старой экономической
модели — оживлении внутреннего
спроса за счет правительственных
финансовых ресурсов.
На мой взгляд, основная пробле-
ма у нас сейчас институциональная.
С такой бизнес-средой, с засильем,
что в банковском секторе, что в не-
фтегазе, госкомпаний, которые не
хотят конкурировать, не хотят по-
вышать эффективность, а занимают
квазимонопольное положение, —
мы не сдвинемся.
Алексей ВЕДЕВ
Директор Центра
структурных
исследований
­Института
экономической
политики
им. Е.Т. Гайдара,
к.э.н.
64
Банки и деловой мир
март 2013
анализ:
Макроэкономика