Стр. 74 - BDM_2013-03

Упрощенная HTML-версия

Д
ля России проблема деофшо-
ризации очень актуальна, по-
скольку офшоры аккумулиру-
ют весьма существеннуюдолюприбыли
и активов. В 2012 году британская ис-
следовательская компания Tax Justice
Network опубликовала доклад, вызвав-
ший во всем мире большой обществен-
ный резонанс. Аналитики подсчитали,
сколько активов было выведено из раз-
ных стран в офшоры за последние де-
сятилетия. По их оценкам, российских
активов (преимущественно в офшоры)
с 1990 по 2010 год было выведено на
сумму $800 миллиардов, в среднем это
$40 миллиардов в год. Для сравнения:
планируемые расходы федерального
бюджета за весь 2013 год — 13,73 трил-
лиона рублей ($458 миллиардов).
Отличием использования офшоров
разными странами является то, что «за-
падники» выводят в такие юрисдикции
в основномприбыль, а российские пред-
приниматели — прибыль, активы и ка-
питалы на черный день. Вывод денег из
страны — не всегда безвозвратное бег-
ство капитала за рубеж и совсем необя-
зательно—оптимизацияналогообложе-
ния при помощи офшоров. По данным
Росстата, крупнейшими получателями
инвестиций из России, накопленных за
рубежом за прошлый год, являютсяНи-
дерланды, Кипр, Швейцария, США, Ве-
ликобритания, Люксембург, Белоруссия,
Сент-Китс и Невис, Британские Вир-
гинские острова и Австрия. А крупней-
шими инвесторами России в 2012 году
были Кипр, Нидерланды, Люксембург,
Китай, Великобритания, Германия, Бри-
танские Виргинские острова, Ирландия,
Япония и Франция. Как видим, списки
«доноров» и «реципиентов», в том чис-
ле и офшорных юрисдикций, во многом
совпадают. В экономике московского
региона ситуация аналогичная.
Можно серьезно говорить о том,
что реинвестирование денег в эконо-
мику России происходит при активном
использовании офшоров. И ими рос-
сийский бизнес пользуется не только
и даже не столько в целях экономии
на налогах и сокрытия экономических
неналоговых преступлений, сколько
для защиты собственности, спасения
от недружественных слияний и погло-
щений, чтобы сделать операции с акти-
вами более удобными (имеется в виду
наследование бизнеса и передача прав с
использованием траста, которые сейчас
практически не регулируются). Значит,
бороться с офшорами нужно не столько
с помощью «закручивания гаек», сколь-
ко ослабляя налоговое и администра-
тивное давление на бизнес, совершен-
ствуя налоговое администрирование, а
также — и это очень важно — создавая
в России институт траста.
В декабрьском послании Федераль-
ному собранию президент предложил
начать деофшоризацию экономики с
повышения прозрачности офшоров.
В Администрации Президента РФ для
разработкипредложенийпо выведению
российской экономики из офшоров
создана рабочая группа. Предлагаемая
Силой
деньги
не удержать
Экспертное управление Президента РФ
Владимира ПУТИНА
­недавно представило программу деофшоризации российской экономики
под названием «Повышение привлекательности российской юрисдикции
для ведения бизнеса». Напомним, президент страны сделал акцент
на проблеме ухода отечественного бизнеса в офшоры и необходимости
ее решения в декабрьском послании Федеральному собранию.
Он отметил тогда, что если при выборе юрисдикции вопрос решается
в пользу другого законодательства, то нужно исправлять недостатки своей
системы, в частности, отказаться от «презумпции виновности» бизнеса.
О перспективах деофшоризации России и трендах иностранных инвести-
ций в страну в 2013 году размышляет председатель совета директоров
аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа»
Павел ГАГАРИН
.
74
Банки и деловой мир
март 2013
анализ