Д
ля России проблема деофшо-
ризации очень актуальна, по-
скольку офшоры аккумулиру-
ют весьма существеннуюдолюприбыли
и активов. В 2012 году британская ис-
следовательская компания Tax Justice
Network опубликовала доклад, вызвав-
ший во всем мире большой обществен-
ный резонанс. Аналитики подсчитали,
сколько активов было выведено из раз-
ных стран в офшоры за последние де-
сятилетия. По их оценкам, российских
активов (преимущественно в офшоры)
с 1990 по 2010 год было выведено на
сумму $800 миллиардов, в среднем это
$40 миллиардов в год. Для сравнения:
планируемые расходы федерального
бюджета за весь 2013 год — 13,73 трил-
лиона рублей ($458 миллиардов).
Отличием использования офшоров
разными странами является то, что «за-
падники» выводят в такие юрисдикции
в основномприбыль, а российские пред-
приниматели — прибыль, активы и ка-
питалы на черный день. Вывод денег из
страны — не всегда безвозвратное бег-
ство капитала за рубеж и совсем необя-
зательно—оптимизацияналогообложе-
ния при помощи офшоров. По данным
Росстата, крупнейшими получателями
инвестиций из России, накопленных за
рубежом за прошлый год, являютсяНи-
дерланды, Кипр, Швейцария, США, Ве-
ликобритания, Люксембург, Белоруссия,
Сент-Китс и Невис, Британские Вир-
гинские острова и Австрия. А крупней-
шими инвесторами России в 2012 году
были Кипр, Нидерланды, Люксембург,
Китай, Великобритания, Германия, Бри-
танские Виргинские острова, Ирландия,
Япония и Франция. Как видим, списки
«доноров» и «реципиентов», в том чис-
ле и офшорных юрисдикций, во многом
совпадают. В экономике московского
региона ситуация аналогичная.
Можно серьезно говорить о том,
что реинвестирование денег в эконо-
мику России происходит при активном
использовании офшоров. И ими рос-
сийский бизнес пользуется не только
и даже не столько в целях экономии
на налогах и сокрытия экономических
неналоговых преступлений, сколько
для защиты собственности, спасения
от недружественных слияний и погло-
щений, чтобы сделать операции с акти-
вами более удобными (имеется в виду
наследование бизнеса и передача прав с
использованием траста, которые сейчас
практически не регулируются). Значит,
бороться с офшорами нужно не столько
с помощью «закручивания гаек», сколь-
ко ослабляя налоговое и администра-
тивное давление на бизнес, совершен-
ствуя налоговое администрирование, а
также — и это очень важно — создавая
в России институт траста.
В декабрьском послании Федераль-
ному собранию президент предложил
начать деофшоризацию экономики с
повышения прозрачности офшоров.
В Администрации Президента РФ для
разработкипредложенийпо выведению
российской экономики из офшоров
создана рабочая группа. Предлагаемая
Силой
деньги
не удержать
Экспертное управление Президента РФ
Владимира ПУТИНА
недавно представило программу деофшоризации российской экономики
под названием «Повышение привлекательности российской юрисдикции
для ведения бизнеса». Напомним, президент страны сделал акцент
на проблеме ухода отечественного бизнеса в офшоры и необходимости
ее решения в декабрьском послании Федеральному собранию.
Он отметил тогда, что если при выборе юрисдикции вопрос решается
в пользу другого законодательства, то нужно исправлять недостатки своей
системы, в частности, отказаться от «презумпции виновности» бизнеса.
О перспективах деофшоризации России и трендах иностранных инвести-
ций в страну в 2013 году размышляет председатель совета директоров
аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа»
Павел ГАГАРИН
.
74
Банки и деловой мир
март 2013
анализ