Стр. 75 - BDM_2013-03

Упрощенная HTML-версия

ею программа предусматривает четыре
направления деятельности: изменения
в налогообложении, усиление защиты
прав собственности, повышение гибко-
сти законодательства и развитие рынка
капитала. Насколько известно, рабочая
группа также планирует учесть упомя-
нутую необходимость наследования
бизнеса и создания практики передачи
активов специальным трастам. Мин­
экономразвития предложило вклю-
чать прибыль офшорных «дочек» в
налогооблагаемую базу российских
компаний.
В целом же деофшоризация в
России уже началась с повышения
прозрачности владения активами
и развитием сотрудничества с FATF
и ОЭСР (FATF, Financial Action Task
Force on Money Laundering, Группа
разработки финансовых мер борь-
бы с отмыванием денег; ОЭСР или
OECD, Organisation for Economic Co-
operation and Development, Органи-
зация экономического сотрудниче-
ства и развития).
В конце прошлого года было
заключено дополнительное согла-
шение с Кипром о предоставлении
информации. В январе согласно
приказу Минфина России Кипр был
исключен из черного списка. Полу-
чаемые российскими компаниями от
кипрских офшоров дивиденды теперь
не будут облагаться налогом на при-
быль (напомним, ставка была на уров-
не 9%). В связи с этим есть уверенность,
что выведенная из страны прибыль бу-
дет возвращаться в Россию более высо-
кими темпами, чем раньше.
Сейчас офшоры, сосредоточенные
в сером списке ОЭСР (41 государство),
все больше «обеляются». Почти во всем
мире идет давление на институт номи-
нальных директоров и бенефициаров.
И это дает результаты. Так, Каймано-
вы острова собираются раскрыть име-
на всех управляющих и номинальных
директоров, Белиз обязал иностранных
бенефициаров хранить безымянные ак-
ции у регистратора и т.д. США и другие
страны используют административные
методы, постоянно ужесточая требова-
ния к банкам в отношении открытия
счетов офшорных компаний, ужесто-
чая контроль над подозрительными
операциями таких компаний. Пока
вне этой тенденции только небольшая
группа офшорных юрисдикций Кариб-
ского бассейна: Ямайка, Пуэрто-Рико,
Барбадос, Доминикана, Сен-Китс и Не-
вис и несколько других.
Но, подчеркнем еще раз, бороться с
выводом российских средств в офшо-
ры целесообразно не столько методом
кнута. Чтобы деньги не утекали, нужен
и «пряник» — усовершенствование
собственного законодательства, с тем
чтобы оно стало адекватным запросам
бизнеса.
Эксперты нашей компании посто-
янно говорят о том, насколько сильно
на инвестиционный климат влияет
фискальная политика государства и
правовая среда бизнеса. В частности,
мы указываем на постоянно увеличи-
вающийся коэффициент налогового
давления на бизнес (отношение ко-
личества налоговых мероприятий к
числу клиентов, которые у нас обслу-
живаются), на отсутствующие или не
соответствующие современным реа-
лиям, но необходимые для улучшения
делового климата федеральные законы
(«О государственно-частном партнер-
стве», «О холдингах», «О финансовых
группах», «О проектном финансирова-
нии», «Об инвестиционном банкинге»,
новые современные варианты ФЗ «Об
инвестициях в РФ», «Об иностранных
инвестициях в РФ и защите иностран-
ных инвесторов», «О производных фи-
нансовых инструментах»).
Но не меньше на инвестиционный
климат влияет внутренняя и внешняя
информационная политика. К сожале-
нию, западные СМИ позиционируют
Россию как страну с экстремальными
условиями жизни, высоким уровнем
преступности, насквозь пронизанную
коррупцией, политически и эконо-
мически нестабильную. В общем, до-
нельзя усиливают и без того больные
для нас темыи при этом практически
не говорят о позитивной правопри-
менительной практике в отношении
знаковых инвестиционных проектов
и удачных бизнес-кейсах иностран-
ных инвесторов и бизнесменов в
России.
По запросам СМИ к нашей ком-
пании могу судить о том, что россий-
ские журналисты более объективны,
они интересуются экспертнымимне-
ниями как по позитивным, так и по
негативным моментам. Западные же
СМИ запрашивают комментарии в
основном по отрицательным собы-
тиям и с большим недоверием отно-
сятся к нашим сдержанно оптими-
стичным оценкам тенденций. В Европе
и США не так много найдется изданий,
готовых публиковать наши авторские
колонки и комментарии без редактор-
ской правки, искажающей смысл.
Мы не призываем лить ответные
потоки грязи на Запад и основных
конкурентов за деньги инвесторов, а
предлагаем действовать созидательно:
договариваться, устанавливать кон-
структивное сотрудничество и вести
честный непредвзятый диалог с ино-
странными информационными агент-
ствами, газетами и журналами, коррек-
тировать имидж России за рубежом.
В связи с этим не такими ужнаивны-
ми и заведомо провальными представ-
ляются стремления российских властей
убедить иностранных инвесторов и
рейтинговые агентства в относительной
привлекательности России. На Всемир-
ном экономическом форуме в Давосе,
Россия — один из мировых
лидеров по деньгам,
утекающим в офшоры
По всем странам, кроме России и Китая, приведена
статистика за 40 лет — с 1970 по 2010. По России —
данные с 1990 по 2010, по Китаю — с 1980 по 2010.
Китай
Россия
Южная Корея
Бразилия
Кувейт
Мексика
Венесуэла
Аргентина
Индонезия
Саудовская Аравия
1189
779
520
496
417
406
399
331
308
798
0 200 400 600 800 1000 1200
млрд долл. США
Источник:
Tax Austice Network.
март 2013
Банки и деловой мир
75
анализ