История всегда была
элитарной сферой
знания
Дмитрий ВОЛОДИХИН
— доктор исторических наук, лауреат
Президентской премии, кавалер Карамзинского креста, преподаватель
исторического факультета МГУ. Историк, мнением которого последние
годы постоянно интересуются ведущие теле- и радиопрограммы, —
своего рода frontman исторической науки. А по совместительству —
известный писатель-фантаст. Автор четырех десятков монографий,
учебников, романов.
БДМ:
Многие считают, что история
циклична, а что думаете об этом вы?
Я сторонник цивилизационного под-
хода к мировому историческому про-
цессу. А это значит: мировая история
едина только с точки зрения Бога,
только с точки зрения постепенного
разворачивания Его замысла о мире
и людях. Но никакого «единого маги-
стрального пути общественного про-
гресса» нет и в помине. Отдельные,
вполне самостоятельные цивилиза-
ции, или, как говаривали в XIX веке,
культурно-исторические типы, раз-
виваются подобно живым организ-
мам — через молодость и зрелость к
старости и смерти. Иногда они полу-
чают продолжение в цивилизациях-
детях, вырастающих из этнических,
религиозных и культурных останков
ранее поверженной цивилизации.
И этот «возрастной цикл» — да, он
повторяется на протяжении тыся-
челетий в судьбах множества циви-
лизационных организмов. Такова и
русская цивилизация. Нынешнее ее
состояние — жизнь хилого младенца,
внучки Древнекиевской и дочери
Старомосковской цивилизации.
БДМ:
Что дает знание истории совре-
менному русскому человеку?
Корни.
БДМ:
Почему, по-вашему, сейчас вос-
требованы книги в жанре историче-
ского портрета?
Да, они действительно востребованы.
И даже больше, нежели что-либо дру-
гое. Читатель голосует за них рублем,
а в наши дни это самая убедительная
форма «электорального процесса».
Биографические серии крупных изда-
телей по-прежнему хорошо раскупа-
ются, хотя книжный бизнес страшно
покалечен большим кризисом: про-
дажи падают, тиражи падают. При-
чины относительного благополучия
биографического жанра просты: для
русской интеллектуальной культуры
естественна тяга к просвещению. Для
людей в целом естественно — искать
нравственные образцы на примере тех,
чья жизнь хорошо известна благодаря
их величию, — ведь они пятьдесят,
пятьсот, пять тысяч лет назад делали
тот же выбор, что и каждый из нас де-
лает в своей жизни... Еще, может быть,
играет важную роль укорененность
русского ума в христианстве с его
культурой притч евангельских. Наш
народ любит притчи — так же, навер-
ное, как англичане любят головолом-
ки, а французы — остроумное словцо.
В жизни всякой большой личности
можно отыскать притчу, а отыскав,
воспользоваться к собственному бла-
гу. Может быть, сам Бог дает нам эти
притчи в словах и поступках великих
людей прошлого.
БДМ:
Вы являетесь автором термина
«фольк-хистори». Каковы особенно-
сти подобной разновидности исто-
рии, в чем ее опасность и что можно
ей противопоставить?
В современной российской массовой
культуре существует несколько на-
правлений псевдоисторической мыс-
ли, которые не могут существовать
без скандала, без нападок на истори-
136
Банки и деловой мир
май 2013
качество жизни:
География души