ческую науку, без дешевой сенсацион-
ности, поскольку глубинная их цель —
успешная коммерциализация. Это и
есть «фольк-хистори», то есть шоу-от-
истории, история-для-охлоса. Самый
яркий пример — знаменитая фомен-
ковщина, уже отходящая в прошлое,
но ставшая образцом к подражанию
для множества близких по духу групп
и сообществ. Разного рода «новые хро-
нологии» — умственная болезнь не
одной лишь России. Они живут и пло-
дятся в США и странах Европы. Они
спорят друг с другом, не соглашаются в
частностях, расходятся в подсчетах на
века и даже тысячелетия. Но в одном
вопросе они строго едины: настоящая
историческая наука, то есть академи-
ческая и университетская история, для
них — враг. Высшей добродетелью в
среде «революционеров от хроноло-
гии» считается добавить новый штрих
к портрету этого «косного, обленивше-
гося, злобного чудовища». Причины
такого modus operandi понятны. Рынок
создает запрос на сенсации, рынок зо-
вет к экранам псевдоисториков, ловких
авантюристов, наглых Тряпичкиных
нашего времени. Но пока историческая
наука сохраняет свои позиции, им есть
чего опасаться: это ведь самозванцы,
и фальшь каждого из подобного рода
деятелей может быть доказана настоя-
щими специалистами. История всегда
была элитарной сферой знания. А эти
господа творят ее клон — до крайно-
сти «облегченную историю», историю-
жвачку для бездумного потребителя,
историю на уровне телесериала для
домохозяек. Их склонность к упроще-
нию и укорачиванию исторического
процесса, по сути, представляет собой
желание сделать из цветущего дерева
качественное бревно. Как противо-
стоять? Активно разоблачать все это
дикое шарлатанство. Долбать, долбать,
долбать — и пленных не брать.
БДМ:
Вы не только известный историк,
но и писатель-фантаст. Является ли,
по-вашему, современность переход-
ным мостиком между классической
историей и фантастической реально-
стью?
Фантастика — не более чем художе-
ственная литература, оснащенная не-
сколько более широким арсеналом ху-
дожественных приемов, нежели тексты
«основного потока». Она строит свои
миры, но не предсказывает состояние
нашего мира. Фантастика может пред-
упредить об опасностях того или иного
общественного выбора или же указать:
«Вот здесь — блестящая перспектива!»
Но она не может построить новую ре-
альность или диагностировать ее при-
ход. То, что на нас надвигается, «фанта-
стической реальностью» названо быть
не может. Это просто очень холодная,
очень неуютная, очень безбожная ре-
альность, которая имеет корни в про-
шлом и настоящем. Она рождается на
наших глазах из того безумия, которо-
му человечество предавалось на про-
тяжении четырех или пяти последних
столетий. А безумие бесконечно дале-
ко от фантастики, ибо нет более раци-
онального и реалистично мыслящего
человека, чем писатель-фантаст.
БДМ:
Насколько изменился взгляд
на российскую историю в последние
десятилетия, какие были сделаны
открытия?
май 2013
Банки и деловой мир
137
качество жизни:
География души