Прежде всего, введены в научное об-
ращение новые источники. Очень
многое взято из архивов и впервые
опубликовано. Немало нового переве-
дено с иностранных языков. А с точки
зрения философии истории, пожалуй,
самой продуктивной сдвижкой стал
постепенный переход от строительства
«глобальных зданий» к микроистории.
От «периодов большой длительности»,
масс, классов, обезличенных толп, «со-
циальных процессов» — к личности, к
персонализму, к обостренному ана-
лизу психологических, религиозных,
экзистенциальных черт, присущих
конкретному человеку. Направление
«персональной истории» будет разви-
ваться и в дальнейшем, на него я воз-
лагаю добрые надежды.
БДМ:
Могут ли существовать еще
неизвестные важные документы
по российской истории в архивах?
Несомненно. Вряд ли это относится
к истории домонгольской Руси или
же удельному времени. Но весьма се-
рьезные коррективы в наше видение
Московского государства, Россий-
ской империи и тем более СССР еще
могут быть внесены за счет архивных
находок.
БДМ:
Одним из самых насыщенных
исторических периодов были XVI–
XVII века. Как менялся взгляд на эту
эпоху в последующие столетия?
В ней то видели «варварство» и «от-
сталость», то «золотой век». Очень
многое зависело от того, оценивает ли
Московскую Русь представитель «за-
паднического», «либерального» идей-
ного лагеря или же «славянофильско-
го», «почвеннического». Сейчас это
двоение не изжито. Из достижений
современной исторической науки,
связанных с изучением того време-
ни, могу назвать, во-первых, стреми-
тельное освоение церковной истории
Московского государства — что ни
год, то новая интересная монография,
а то и несколько монографий. И во-
вторых, быструю распашку настоящей
«целины» — военной истории Моско-
вии. Тут есть несомненные успехи, а
главное, есть желание на них не оста-
навливаться, идти дальше.
БДМ:
С каким периодом российской
истории вы бы сравнили современ-
ность?
С XIV веком. Мы развиваемся как
«улус» более значительной государ-
ственной, да и не только государствен-
ной общности. Быть «улусом» непри-
ятно, накладно и довольно опасно.
Однако… история «улуса» когда-то
закончилась у нас «стоянием на Угре».
Вот и сейчас надо строить планы, рас-
считанные на подобный исход.
БДМ:
Одним из произведений русской
литературы, вызывающим множе-
ство споров, остается «Слово о полку
Игореве». Каково ваше мнение об
этом литературном памятнике?
На мой взгляд, нет никаких сомнений
в том, что «Слово о полку Игореве» —
произведение древнерусской литерату-
ры. Это не подделка, не мистификация,
не плод игры какого-нибудь патриота,
романтика, не ребус, рожденный изо-
щренным профессорским умом. Тра-
диционная датировка — конец XII
века — признается большинством
специалистов. Я считаю ее весьма ве-
роятной. Однако допускаю и другую—
90-е годы XIV века, эпоха Василия I. Он
так же бежал из Орды, как Новгород-
Северский князь Игорь Святосла-
вич (главный герой «Слова»), бежал
когда-то из половецких станов. Он так
же помнил о недавнем страшном по-
ражении, понесенном Русью от степ-
няков, — Тохтамышеве разгроме 1382
года. И он так же имел основания жаж-
дать единства, ибо Московский княже-
ский дом раздирали в ту пору опасные
распри. А потому сюжет, связанный с
поражением второстепенного князя,
правившего за 200 лет до Василия I, мог
оказаться востребованным.
БДМ:
Существуют ли сейчас клубы и
общества, которые заняты историче-
ским просвещением людей?
Да, притом общественной инициати-
вой порой делается гораздо больше,
нежели в рамках государственных про-
грамм.Мне пришлось участвовать в ра-
боте трех таких групп. Это, во-первых,
Карамзинский клуб. Во-вторых,
Историко-культурное общество «Мо-
сковские древности». И в-третьих,
Историко-просветительское обще-
ство, у которого даже есть собствен-
ный альманах — «Историческое обо-
зрение». Во главе последнего стоит
доктор исторических наук Сергей
Викторович Алексеев, сильный акаде-
мический специалист.
БДМ:
Расскажите о создании
и деятельности литературно-
философской группы «Бастион»
и Карамзинского клуба.
Литературно-философская группа «Ба-
стион» родилась в 1999 году, а Карам-
зинский клуб был учрежден при ней
в 2007-м. У обеих организаций одно
«направление ума» — русское, госу-
дарственническое, православное. Обе
созданы для того, чтобы поддерживать
идеи, проекты, книги, появляющиеся
на этой почве. «Бастион» ежегодно
проводит в Подмосковье большую ли-
тературную конференцию. А Карам-
зинский клуб постоянно обсуждает
новые исторические романы, новые
монографии. Если появляется что-то
достойное, карамзинцы поддержива-
ют это в Сети, в прессе, на телевиде-
нии. А могут и выступить с критикой.
Кроме того, Карамзинский клуб учре-
дил премию за историческую литера-
туру о русских и России, ставшую в по-
следние годы наиболее авторитетной в
этой сфере, — «Карамзинский крест».
Обе организации постоянно работают
и, на мой взгляд, получили изрядный
«вес» в литературном процессе.
Беседовал
Алекс ГРОМОВ
Наш народ любит притчи
— так же,
наверное, как англичане любят головоломки,
а французы — остроумное словцо...
138
Банки и деловой мир
май 2013
качество жизни:
География души