к примеру «ОПОРА России», букваль-
но била во все колокола, почему к это-
му голосу не прислушались?
БДМ:
Меня, вы знаете, еще и другое
удивляет. Очень многие владельцы
мелких предприятий попросту не
знают ни о каких государственных
программах поддержки или не верят
в их реальность.
А это уже вопрос информационной
прозрачности. Здесь ведь надо понять,
что вряд ли директор парикмахерской
или дизайнерского бюро отслеживает,
какие и когда законы принимаются, ка-
кие постановления выходят — на фе-
деральном, на местном уровне. Да и не
обязательно им знать эти документы,
а вот реальные возможности должны
быть известны во всех подробностях.
Тем более что есть такое информаци-
онное поле, как Интернет. Откройте
сайт нашего банка — и вы увидите все
сведения, необходимые потенциально-
му партнеру: от условий входа в про-
грамму до перечня конкретной доку-
ментации, которую надо предоставить.
Вот такого рода полезная и исчерпыва-
ющая информация должна быть пред-
ставлена и на порталах, адресованных
малому предпринимателю.
Второй момент — координация.
Вы правильно сказали о множестве
«нянек», у которых, как в пословице,
«дитя без глаза». А начинается с того,
что у нас до сих пор нет документа,
который назывался бы, предположим,
«Приоритеты государства по поддерж-
ке предпринимательства» или просто
«Экономическая политика России».
Чтобы из этого документа было ясно,
на какие отрасли государство выде-
ляет средства, как работает институт
развития, какие у него есть для этого
инструменты.
И критерии оценки сделанного
тоже должны быть совершенно про-
зрачными. Вот у нас есть ключевой
показатель эффективности — объем
финансовых ресурсов, доведенных до
конечного потребителя, то есть мало-
го и среднего предприятия. Сейчас он
составляет 87 миллиардов рублей, это
притом, что государство выделило нам
всего 51 миллиард. И каждый год — 40
миллиардов рублей новых выдач.
БДМ:
А где гарантия, что банк исполь-
зует эти средства по назначению, а
не поддастся искушению пустить их
на какие-то спекулятивные цели?
Или, к примеру, прокредитовать тор-
говлю, которой нет в программе?
Все начинается со стандарта кредито-
вания. Как вам, наверное, известно,
установлены приоритеты, согласно
которым государство поддерживает те
или иные предприятия. В общих сло-
вах, это проекты, связанные с иннова-
циями, модернизацией, повышением
энергоэффективности. На основании
приоритетов мы разрабатываем кон-
кретные кредитные продукты (которых
сейчас уже более двадцати) — для бан-
ков, микрофинансовых организаций,
фондов и т.д. И на каждый продукт —
свой стандарт кредитования: проще
говоря, какое именно предприятие
может этот кредит получить. Кстати,
листовки с описанием этого продукта и
условиями предоставления есть в каж-
дом из наших партнерских банков.
В соответствии с этими стандар-
тами банк предоставляет нам заявку:
скажем, в его портфеле заявок на се-
милетние модернизационные или ин-
новационные проекты накопилось на
300 миллионов рублей. Вот эти деньги
по программе «ФИМЦелевой» он у нас
и получает, подписывая соглашение,
что деньги берет на выдачу таких-то
кредитов, предоставляет нам такую-то
отчетность и доступ к определенным
документам.
Наш контроль — двух видов. Во-
первых, дистанционный: через месяц
после получения денег банк-партнер
обязан предоставить отчет по кре-
дитному портфелю. Так что мы сейчас
знаем все 36 тысяч предприятий, полу-
чивших кредиты в рамках программы,
потому что в отчетах указано не толь-
ко название предприятия, но и сфера
деятельности, сумма и срок кредита,
на какие цели он используется.
Во-вторых—выезд на место. Ну, по-
нятно, не по всем 36 тысячам адресов
мывыезжаем, проверка выборочная, но
география самая широкая, от Калинин-
града до Петропавловска-Камчатского.
Все просто: приезжаем в банк, выби-
раем из кредитного портфеля наугад
двух заемщиков и едем к ним в гости.
Интерес у нас к ним тоже вполне про-
зрачный — мы должны понять, вписы-
вается ли наш «малыш» в приоритеты
по профилю деятельности, соблюдены
ли все условия выдачи кредита, на ка-
кие цели используются деньги.
БДМ:
Нарушения бывают?
А как же без них… Чаще всего это по
выручке, которая у какого-то средне-
го предприятия вдруг зашкаливает за
миллиард, а значит, оно уже выпадает
из этой категории. Но, как правило,
здесь нет злого умысла, речь идет ско-
рее о технической ошибке. Поэтому
такого заемщика банк в своем портфе-
ле заменяет другим, соответствующим
требованиям, вот и все.
Надо сказать, мыне только отслежи-
ваем, куда направляются заемные сред-
ства, но в ряде случаев и ограничиваем
конечную ставку по кредиту, чтобы
банк не получал сверхприбыль на на-
шем дешевом ресурсе. Наша задача —
сделать так, чтобы банк стал надежным
каналомфинансирования, получая при
этом разумную маржу в 4–5%.
Тем не менее случается, что пред-
приниматели жалуются на банк, ко-
торый либо отказал в кредите, либо
завысил ставку. В таких ситуациях
любой банковский клиент может
обратиться к нам (на нашем сайте
есть специальный раздел «обратная
связь») — а мы каждый такой факт
Средний класс — люди не только
самодостаточные и инициативные
,
но еще и
требовательные
, любят задавать
неудобные вопросы
28
Банки и деловой мир
май 2013
Бизнес из первых рук:
БАНКИ — МАЛОМУ БИЗНЕСУ