и взаимопроникновения разных мен-
тальностей и тем, как человеку Запада
на личном опыте удается понять, что
такое «русская душа», «русский биз-
нес»… Чистая фантастика!
БДМ:
Как вы считаете, закончилась ли
уже Эпоха Великих Открытий? Или
именно научная фантастика теперь
занята тем, что описывает неведо-
мые берега и невиданные дали?
Любой действующий ученый скажет
вам, что мы стоим в преддверии но-
вой Эпохи Великих Открытий, или,
выражясь языком ученых, — сме-
ны парадигмы научного мышления.
Именно фантасты — настоящие, раз-
умеется, научные фантасты, а не авто-
ры приключенческих романов в НФ-
антураже, и занимаются отработкой
моделей изменившейся реальности,
качественного перехода. Что же каса-
ется антуражной фантастики — это
обычная приключенческая литерату-
ра, которая была во все времена, толь-
ко в отличие от Фенимора Купера или
Роберта Льюиса Стивенсона, действие
отнесено не в дальние моря или пре-
рии, а, например, в космос. Но каче-
ственной разницы тут нет, нет науки,
нет и фантастики. Впрочем, подрост-
кам нужна и такая литература.
БДМ:
Возможны ли в очень далеком
будущем масштабные войны между
различными цивилизациями и к чему
они способны привести?
Возможны. Потому что чем «различ-
нее» цивилизации, тем труднее им
друг друга понять, а значит, конфликт
возможен даже исключительно из-за
того, что они «говорят на разных язы-
ках», обладают разной психологией, и
информация транслируется искажен-
но. Чем это может закончиться, пока-
зал еще великий поляк Станислав Лем
в своем последнем художественном
произведении — романе «Фиаско».
Название говорит само за себя.
БДМ:
Как вы считаете, будет ли
создан настоящий искусственный
интеллект и какое место займут его
носители в человеческом обществе?
Будет. Какое место? Тут мнения фан-
тастов (и философов, между прочим!)
расходятся. Основных трендов два.
Первый пессимистичный: чело-
век — эволюционное звено между
биологическим животным миром и
машинным интеллектом, более совер-
шенным и неуязвимым. Грубо говоря,
наше эволюционное предназначение и
есть создание ИИ, после чего мы усту-
паем престол «венца творения» искус-
ственному разуму.
Второй более оптимистичен и
основан на том, что человек как био-
логический вид практически не эво-
люционирует. Значит, нас ждет техно-
генная эволюция и сращивание «души
человеческой» и «умной машины»— в
той или иной пропорции. Новая земля
и новое небо.
БДМ:
Считаете ли вы допустимым
использование генной инженерии
для изменения генома человека, и
в каких целях?
Это будет происходить вне зависимо-
сти от того, считаю я это допустимым
или нет. На первый план тут выходит
целесообразность. Если возможно из-
менить геном так, чтобы организм сам
уничтожал раковые клетки — это бу-
дет сделано. Если возможно улучшить
геном так, чтобыне было генетических
заболеваний или даже предрасполо-
женностей, вроде алкоголизма, — это
будет сделано. Дальше —больше. Если
человечество решится на масштабную
космическую экспансию, даже в рам-
ках Солнечной системы, понадобит-
ся человек, устойчивый к радиации,
низкому давлению, надолго запасаю-
щий кислород в тканях, способный к
сверхперегрузкам, как физическим,
так и психоэмоциональным, — и это
будет сделано.
БДМ:
Чем одиночество современного
человека отличается от одиночества
прежних столетий? И может ли по-
мочь выйти из него фантастика?
Тем, что человек перешел к общению с
внешним миром через экран компью-
тера. Но общается-то он с буковками
на экране, а в глаза глядеть уже боится.
В Сети запросто можно «подружить-
ся» с аватаром на том конце прово-
да, но реала люди начинают бояться.
В реале человек, общаясь, считывает
и невербальную информацию: жесты,
мимику, интонации и страх, подсозна-
тельный страх, что личность окажется
сильно отличной (извините за неволь-
ный каламбур) от ее виртуального во-
площения, от выстроенного образа,
зачастую оказывается слишком велик.
Потому интернет-общение суррогатно
по сути, и одиночество человека усу-
губляется. А фантастика — это все же
литература, ее задача ставить вопро-
сы и помогать находить ответы. Ибо
правильно поставленный вопрос, как
известно, уже содержит в себе полови-
ну ответа.
БДМ:
Может именно научная фанта-
стика предложить реалистичный
вариант светлого будущего, где ре-
шены или решаются многие мировые
проблемы?
Может. Более того, сейчас в нашем
обществе — социальный заказ имен-
но на такую фантастику. Времена рас-
цвета посткатастрофной фантастики
позади. Именно научная фантастика
может назвать, следовательно — «ма-
териализовать» подобные варианты.
Другое дело, что произведение все
равно не должно быть бесконфликт-
ным — читать станет неинтересно.
БДМ:
Какой самый вредный домысел
человека?
Полагать, что если я так думаю о чем-
либо, то и все так думают. Что если я
поступаю так в каких-то обстоятель-
ствах, то и другие так же поступят.
БДМ:
Вы считаете себя просветите-
лем? Как вы относитесь к проблеме
просвещения?
Вкакой-томере—да, хотяэтовсевысо-
кие слова. Апроблема есть. Ирешать ее
должнысовместнонаучно-популярная
(в том числе и историческая) и научно-
фантастическая (в том числе и соци-
альная) литература.
Беседовал
Алекс ГРОМОВ
108
Банки и деловой мир
август 2013
качество жизни:
География души