отрасли поддерживать, выделит конкретные ресурсы под
организацию кредитования на определенные отрасли (не
постфактум-финансирование, когда у банков не хватает
ресурсов, а именно целевые деньги), тогда это будет дей-
ствительно работающий механизм.
4
Каждый банк стремится к снижению издержек.
Банки находятся там, где есть бизнес, мы должны
быть близко к клиентам. Другое дело, централизация
и вывод мидл- и бэк-офисных функций из филиалов.
Это требует вложения средств и внедрения технологий,
и это не так просто. Я считаю, что каждый банк сам
занимается анализом своих издержек и проводит работу
по их сокращению.
5
В условиях экономического спада мы наблюдаем сни-
жение спроса на инвестиционные кредиты, которые
позволяют бизнесу развиваться, вводить новые техноло-
гии, новое оборудование. Что касается малого и среднего
бизнеса, то они испытывают потребность финансирования
под текущую деятельность в любое время. Поэтому речь
не идет о том, что кредитоваться никто не будет, жизнь не
останавливается, и предприятиям всегда важно быть со-
временными и технологичными.
1
Общее замедление экономического роста, конечно, оказывает определя-
ющее влияние на количество и состояние «хороших» потенциальных за-
емщиков. А ужесточение требований Банка России к финансовому положению
заемщиков, повышение требований к достаточности капитала банка делают
практически невозможным или капиталозатратным финансирование расту-
щих «неочевидных» заемщиков, в том числе инвестиционное кредитование.
В связи с этим основные возможности связаны с финансированием
предприятий из отраслей, имеющих преимущественное развитие, то есть
связанных с госконтрактами, госбюджетом, госкомпаниями или под госу-
дарственные гарантии. Но конкуренция на этом ограниченном сегменте
за таких заемщиков очень высока, для коммерческих банков по ставкам с
госбанками — почти невозможна.
Поэтому главная возможность для большинства банков — фокусирова-
ние в кредитовании малого и среднего бизнеса и розницы, как более высоко-
маржинальных сегментов, имеющих значительный потенциал развития.
3
Что касается ликвидности, то для большинства банков первого круга
и первой сотни источников для финансирования кредитования доста-
точно. Поэтому для крупнейших банков проблема явно не в ресурсах, на
данном этапе она решена.
4
В нашем банке работа над эффективностью и издержками ведется по-
стоянно. По данным показателям мы — одни из самых эффективных
в банковской отрасли. Эффективность — важный фокус общей стратегии
банка, в том числе его операционной модели.
В банке работает lean-лаборатория, бережливые технологии внедряются
во всех банковских процессах. Кроме того, IT-технологии, максимальная ав-
томатизация отношений с клиентами, внедрение высокотехнологичных про-
дуктов, внутренняя оптимизация процессов позволяют снижать издержки
более эффективно, нежели при переводе офисов в малые города. Поэтому
при постоянном росте объемов бизнеса и внедрении новых продуктов раз-
мер костов удается сдерживать, оптимизируя структуру затрат.
Что касается маржи, то в рамках своей стратегии банк целенаправленно
развивает присутствие и объемы бизнеса в сегментах розницы, малого и
среднего бизнеса как более маржинальных по сравнению с корпоративным
кредитованием, в целом диверсифицированно развивая свой бизнес.
«Неочевидные» заемщики
остаются за бортом
Татьяна БОГДАНОВИЧ
Старший вице-президент —
директор филиала банка
«Санкт-Петербург» в Москве
август 2013
Банки и деловой мир
29
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ