Писатель свободен
от временных форм
Дмитрий ДАРИН
— поэт и прозаик, председатель жюри
Международной литературной премии имени Сергея Есенина «О Русь,
взмахни крылами…», член Союза писателей и Союза журналистов
России, член Международной ассоциации писателей и публицистов,
доктор экономических наук. На его стихи написано свыше ста извест-
ных песен, исполняемых мэтрами нашей сцены, среди которых Иосиф
Кобзон, отец и сын Пресняковы, Николай Трубач, Александр Маршал,
Алексей Глызин.
БДМ:
Что для вас, как прозаика и
поэта, означает быть современным?
К литературе понятие «быть со-
временным» я не прилагаю. Другое
дело — инструменты литературы:
сюда входят, конечно, Интернет, ком-
пьютер, банальный уже планшет-
ник — чтобы не терять времени в
часы ожидания или в пути добывать
либо проверять нужную для написа-
ния информацию. В искусстве, кото-
рое Иван Ильин определял как служе-
ние, ориентированное по внутренним
требованиям, по духовным звездам, а
не приспособление к спросу и зака-
зу, современным может быть только
человек — главный объект любого
творческого исследования. Но про-
блемы современного человека всегда
стары как мир. Сопротивление добру
и попустительство злу, наивное непо-
нимание последствий, непонимание,
отчего его жизнь не складывается
счастливо — трагедия вечная, как и
литература, исследующая ее. Совре-
менными могут быть только средства
развлечения, средства изучения —
нет. И вообще писатель свободен от
каких-либо временных форм.
БДМ:
Рассматриваете ли вы музыку и
литературу как два разных способа
творческого постижения мира?
Постижение мира само по себе, ко-
нечно, сверхзадача любого художни-
ка. Но это — не знать, как он устроен.
И тем более — не знать, почему он
так устроен. Вот попытаться понять:
зачем мир так устроен — это макси-
мум, что дозволено смертному. Для
этого нужно «возмутить ключи» по
Тютчеву, питаться ими, но не молчать,
а, наоборот, вылить то, что поднимет-
ся в тебе. И если это живая вода, а не
«современный ил», не ложь, то звук
ли, слово ли, будут уже связаны в
кристаллическую решетку бытия —
ее можно рассмотреть и даже услы-
шать у нее особый звук. В эту секунду
человек осознает — зачем он пришел
в этот мир. Люди часто плачут на
концертах гениев: потому что сразу, в
один миг все становится кристально
ясным — грехи, свои и чужие, Божий
Промысл и благость бытия, свобода
зла и свобода добра, и ты сам себе ви-
ден со стороны — не видевший этого
кристалла сквозь закоптившееся стек-
ло жизненной суеты. Поэтому, как
сказал один мудрец, избранные ве-
дут, великие —приподнимают. Чтобы
увидеть хотя бы следы ответа, нужно
смотреть сверху. Настоящая музыка
и настоящая литература — это те два
крыла, которые могут приподнять че-
ловека над ним самим.
БДМ:
У вас вышло пять сборников
стихотворений, многие из них пере-
ведены на европейские языки и
опубликованы за границей. Почему
известный поэт Дарин стал писать
еще и прозу? Чего вам не хватало
для отражения нашей действитель-
ности?
Я не считаю, что искусство должно
отражать действительность. Я счи-
таю, что искусство должно объяснять
действительность. Частично я затро-
нул это в ответе на предыдущий во-
прос. Поэзия, которой я уже научился
владеть, это слово с большим, нежели
проза, удельным весом. Это, если хо-
тите, камень, который нужно бросить
в жизненное болото, чтобы ряска со-
всем уж не затягивала души. Проза —
это гать, по которой болото можно
перейти. В обоих случаях мы должны
114
Банки и деловой мир
сентябрь 2013
качество жизни:
География души