предупреждать читателя, где таится
топь для его души. Облегчать души —
удел священников, наш удел — пре-
достерегать. Чем больше грехов, тем
душа тяжелее, тем быстрее утонет.
Кому-то достаточно показать топь,
бросив камешек в глянцево-зеленый
смертельный ковер ряски, а кого-то
нужно переводить по доскам.
БДМ:
Почему ваши герои — не супер-
мены, а обычные люди, похожие
на тех, кто каждый день ходит рядом
с нами? Насколько описанные вами
персонажи и истории подсмотрены
в реальной жизни?
В России вообще хорошо быть писате-
лем. Ничего не нужно придумывать—
только подмечать верным глазом да
не лениться записывать. Поэтому все,
что происходит с героями моих про-
изведений, происходило так или поч-
ти так с кем-то в реальной жизни. А
если какая-то история и придумалась
в голове, не проходит и года, чтобы
я не получал подтверждение, иногда
почти дословное, от читателей, что
это случилось с ними или их близ-
кими. И герой, кстати, отличается от
супермена тем, что он обычный че-
ловек, поведший себя нравственно в
особенных, крайних обстоятельствах.
У него нет никаких преимуществ,
кроме совести. Но она определяет
его поведение и меняет мир. Вот это
состояние обычного человека в нео-
бычных обстоятельствах, ставящего
перед ним нравственный выбор, мне
интересно. А когда человек пытается
уклониться от него, обычно попадает
в лабиринт, выход из которого стоит
уже намного дороже.
БДМ:
Среди персонажей вашей книги
«Русский лабиринт» много тех, кто
не смог приспособиться к резко
изменившимся условиям жизни,
к необходимости «вертеться и за-
рабатывать». Можно ли сказать, что
те, кому сейчас светло и уютно, вас
не слишком интересуют?
Не всем тем, у кого все хорошо, так
уж светло и уютно. Смотря какой це-
ной добыт этот уют. Нами правят по-
следствия наших поступков, и имен-
но поэтому так странно ведет себя
состоявшийся, богатый и уважаемый
герой самого рассказа, давшего на-
звание книге «Русский лабиринт».
Меня как автора, то есть человека,
подарившего жизнь своим героям и
следующего за ними иногда (это часто
бывает, когда персонаж ведет автора),
интересуют любые причины выбора
или его избегания. А выбор рано или
поздно приходится делать всем — вне
зависимости от уюта и благосостоя-
ния. Я бы дерзнул сказать так: Бог дал
человеку выбор, дьявол сделал его не-
избежным. К тому же примитивных,
бесцветных и бездарных людей, рав-
но как и ярких и интересных, с «изю-
минкой», можно встретить в любом
сословии. Я дружу и разговариваю и с
министрами, и с трактористами, и не
всегда известно наперед, беседа с кем
окажется «вкуснее».
БДМ:
Современное общество называ-
ют обществом потребления, в ко-
тором любые культурные явления
могут существовать, только если их
можно адаптировать к требованиям
рынка. Что вы думаете по этому
поводу?
Культура, особенно массовая, может
существовать где хочет, главное, что-
бы там была масса. Искусство — от-
борные зерна, может давать всходы
только в подготовленных умах и
вспаханных сердцах. В одной из куль-
турологических статей с забавным
названием «Бобер, лирик и другие…»,
вошедших в публицистический блок
«Русского лабиринта», ваш покор-
ный слуга приводит эпиграфом слова
Николая Бердяева: «Высшая культу-
ра нужна лишь немногим. Для сред-
ней массы человечества нужна лишь
средняя культура. Но этим нужным
и понятным лишь немногим духов-
но держится весь мир и вся исто-
рия». Что тут можно добавить? Разве
что следующее. Озверевший в наше
время масскульт, «бессмысленный
и беспощадный», которого и не мог
представить себе русский философ
начала прошлого века, призван для
окончательного оплебеивания нации.
Просветленного человека в клеть с
неоновой вывеской не загонишь. Ког-
да культура начинает обслуживать
рынок, то есть приспосабливаться к
внешним условиям, по словам Ива-
на Ильина, к спросу и заказу, то оно
вырождается в этот самый масскульт,
развлекуху и чернуху. Я знаю девиз
этих ушлых и пронырливых доволь-
ноглазых дельцов. Он сводится к трем
«с»: страх, смех, секс. В этом году был
сентябрь 2013
Банки и деловой мир
115
качество жизни:
География души