на классическом спектакле «Юнона и
Авось» в Ленкоме. Все было прекрас-
но, но Кончиту раздели и заставили
повернуться, извините, голой задни-
цей к зрителям. Для меня кончился не
только спектакль — кончился театр,
который я так раньше любил. Потому
что они забыли свою задачу — при-
поднимать человека.
БДМ:
Как интеллектуальный багаж
доктора экономических наук влияет
на ваше творчество?
В поэзии не мешает, в прозе подска-
зывает, в публицистике — помогает.
БДМ:
Сейчас поэты часто ищут новые
формы общения с поклонниками. Вы
выпустили поэтическую видеокнигу,
ведете блог. Что будет дальше?
Будущее скрыто от нас. Но есть у
меня одна мечта. Хочу с 2015 года
организовать Международный Есе-
нинский фестиваль — где-нибудь на
Волге, летом, чтобы приезжали все
русскоговорящие… нет, русскочув-
ствующие люди, отдыхали, купались,
читали и слушали поэзию и песни.
Чтобы ремесленники и народные
умельцы привозили свои изделия,
чтобы была такая, знаете, свободная,
полухипповая атмосфера. Вот нужно
будет опять по спонсорам ходить, это,
конечно, угнетает.
БДМ:
Многие известные артисты ис-
полняют ваши песни, есть ли у вас
среди них друзья?
Не хотелось бы напрашиваться са-
мому… но Александр Маршал сам
со сцены называл меня своим дру-
гом, дружеские отношения с Костей
Крымским, который поет нашу с
Пресняковым-старшим известную
лирическую песню «Милая» («Два
черных лебедя», как окрестили ее в
народе), да и с самим Петровичем мы
в приятельских отношениях. Боюсь
кого-нибудь пропустить, поэтому
больше имен называть не буду.
БДМ:
Как вы относитесь к своему
детству, родным местам, к людям
из вашего прошлого?
Не все люди из прошлого мне, мягко
говоря, приятны. Прошлое часто хо-
рошо именно тем, что прошло. Но вот
тем, что я коренной ленинградец, гор-
жусь до сих пор и подчеркиваю всег-
да. Надеюсь, чаще к месту. В Питере,
знаете, слова «я родился в Ленингра-
де» — как пароль. Как код опознава-
ния «свой–чужой». Непременно пере-
спросят — где, чтобы убедиться, но
потом принимают радушно. Все нор-
мальные люди гордятся своей малой
родиной, но именно ленинградцы, пи-
терцы гордость эту несут по России,
которая никогда не должна забывать
о своих имперских высотах.
БДМ:
Согласны ли вы с мнением, что
написать хороший рассказ — задача
более сложная, чем написать целый
роман?
Ну, это как пойдет. В принципе — чем
меньше слов, тем сложнее. Потому
поэзия — венец литературы. Но я че-
ловек не очень усидчивый, мне ино-
гда просто тошно от того, сколько
еще впереди. Слава Богу, один роман
«Чиновник» уже написан и даже отре-
дактирован, если ничто не помешает,
выйдет в следующем году. А вот очень
непростой психологический, жизнен-
ный, я бы сказал, роман «Бабье», кото-
рый разросся до пяти частей, идет не
то чтобы трудно, но как-то вязко. Тем
не менее этим летом предпоследняя
часть, надеюсь, будет завершена.
БДМ:
Вы возглавляете жюри Между-
народной литературной премии
имени Сергея Есенина «О Русь,
взмахни крылами...». Как проходит
этот творческий смотр? Неужели
до сих пор русская поэзия популяр-
на в мире и в конкурсе участвуют
поэты из других стран, близкие по
духу к Есенину?
Не просто «до сих пор», а с каждым
годом все больше и больше. Свои
работы пишущие на русском люди
присылают со всех сторон света.
В списке есть и США, и Израиль, и
Греция, и Германия, и Финляндия,
да почитай, вся Европа. Естественно,
почти все страны бывшего Совет-
ского Союза. Что говорить о самой
России — практически из всех мест и
уголков все время поступают работы
соискателей. Русский язык и русская
культура — неисчерпаемый колодец
для творческого человека. А любовь
к своей Родине — чувство щемящее,
тончайшее, неразрывная ткань — с
узорами и прорехами, следами от
жира и следами от крови, пулевыми
отверстиями и мокрыми пятнами от
слез. Извините меня за эту некоторую
лирическую вольность, но без нее
определить высшие чувства нельзя.
Вот для выражения таких чувств и
существует Международная литера-
турная премия «О Русь, взмахни кры-
лами…». Сначала жюри осуществляет
отсев, потом Комитет премии отбира-
ет работы. Отбирают известные про-
фессионалы, их имена опубликованы
на сайте премии — причем никто не
знает, что читает другой член жюри
или комитета. Я как председатель это
гарантирую своим именем. И когда
дело подходит к финалу, встрять и
что-то изменить уже практически
невозможно — лидеры по номинаци-
ям набирают оценки под протоколы,
подписанные в нескольких экзем-
плярах и заверенные председателем
комитета — секретарем Союза писа-
телей России. Поэтому неизменно по-
беждают не свои, салонные поэты из
тусовки, а те, кто понравился мастер-
ством и есенинским духом. И, нуж-
но сказать, лауреат премии «О Русь,
взмахни крылами…» неизбежно ста-
новится известным в России. Так же
неизбежно, как и заслуженно…
Беседовал
Алекс ГРОМОВ
Культура, особенно массовая, может
существовать где хочет…
Искусство —
отборные зерна, может давать всходы
только в подготовленных умах
116
Банки и деловой мир
сентябрь 2013
качество жизни:
География души