Стр. 15 - BDM_2013-09

Упрощенная HTML-версия

Н
аверняка после январского решения правительства в
банковском сообществе все понимали, что грядут се-
рьезные перемены, но для многих решения Банка России о
преобразовании структуры, думаю, стали сюрпризом.
Итак, территориальных управлений ЦБ станет почти в
10 раз меньше. Если сейчас их 79 (плюс 503 подразделе-
ния), то в будущем году станет восемь — такое решение
принял 8 августа Совет директоров Банка России. Главки
распределятся по федеральным округам: Центральному,
Северо-Западному, Приволжскому, Южному, Северо-
Кавказскому, Уральскому, Сибирскому и Дальневосточно-
му. Какие точно нынешние территориальные управления
станут «базовыми», пока не обнародовано.
Но совершенно ясно, что с 1 февраля 2014 года вместо
МГТУ Банка России будет Главное управление Централь-
ного банка Российской Федерации по Центральному фе-
деральному округу, а в качестве отделений в него войдут
бывшие главки по Белгородской, Брянской, Владимирской,
Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской,
Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской,
Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областям.
Логично предположить, что примерно по такой же схеме
будет строиться и новая для Банка России структура, ко-
торая создается вместо упраздненной ФСФР, те же прин-
ципы будут поставлены во главу угла при организации
страхового и прочего надзора.
Вот такая реорганизация — пожалуй, самая масштаб-
ная со времени создания Банка России. Как сказано в
информационном сообщении ЦБ РФ, этот шаг предпри-
нимается с целью оптимизации структуры и численности
персонала. Собственно, к тому и шло, если вспомнить,
­например, процесс ликвидации расчетно-кассовых цен-
тров. Но дело, разумеется, не только и не столько в со-
кращении штата — судя по всему, закладывается основа
под будущий международный финансовый центр. И если
взглянуть на все происходящее в целом — то явно взят
курс на централизацию и укрупнение. На самом деле, это
тоже логично — то лоскутное одеяло, которое представ-
ляет собой нынче отечественный финансовый рынок, под
фундамент не очень годится. К тому же и качество регули-
рования в разных сегментах рынка несравнимо.
Любопытно, что столь грандиозные преобразования на
финансовом рынке не вызвали сколько-нибудь активной
дискуссии. Возможно, потому, что с момента принятия ре-
шения о мегарегуляторе прошли считанные месяцы, да и
сам по себе этот вопрос был конкретно (после достаточно
долгого перерыва) поднят лишь в августе прошлого года.
Эксперты просто не успели «раскачаться», а теперь уже
вроде бы чего и копья ломать…
В свое время, помнится, ожесточенно спорили не
столько о том, быть или не быть мегарегулятору в стране,
сколько о том, какая структура станет базовой. То, что во-
прос решился в пользу Банка России, не удивительно — по
общему мнению, именно банковская сфера регулируется,
как должно. Более того, порой говорят даже о ее «зарегули-
рованности», что тоже не удивительно на фоне рыхлости
регулирования других сегментов. Однако поможет ли этот
опыт в решении задач, которые отныне стоят перед регу-
лятором с обязывающей приставкой «мега»?
Александр ХАНДРУЕВ
в своей статье для журнала
«Эксперт» 12 августа 2013 года пишет:
«В настоящее вре-
мя ФСФР обладает регулятивными и надзорными полно-
мочиями в отношении более 8 тысяч финансовых органи-
заций без учета депозитариев, брокеров, дилеров и других
профучастников рынка ценных бумаг... Кроме того, ФСФР
осуществляет регистрацию выпусков ценных бумаг и кон-
троль над раскрытием информации почти 200 тысяч эми-
тентов»
. Что и говорить, фронт работы не самый малень-
кий, да к тому же специфический. Чего стоят одни только
микрофинансовые организации, число которых, похоже,
никому доподлинно неизвестно, а желание попасть под
регулирование, по меньшей мере, сомнительно. Недаром
Банк России никогда не стремился взять их под свое кры-
ло, хотя деятельность МФО вызывала много вопросов
по разным поводам и на разном уровне. Сейчас, хочешь
не хочешь, придется ими заниматься. Особый случай —
страховой надзор, еще одна «головная боль» — кредитные
кооперативы. И все это разнородное общество надо свести
воедино, выстроить по направлениям и изучать (а в ряде
случаев и создавать) методику и практику надзора.
Пока можно только догадываться о той гигантской под-
готовительной работе, которая ведется в недрах Банка Рос-
сии: информация, выдаваемая вовне, — крайне скудная и
подчеркнуто официальная. Но уже с 1 сентября слово «ме-
гарегулятор» перестанет быть гостем из будущего.
M&A в государственном
масштабе
Как и предполагалось, строить мегарегулятор —
дело многоплановое и многотрудное. Никакого
«механического» соединения здесь не получит-
ся, ибо речь идет о создании качественно новой
структуры, которая сверху видит все сегменты
российского финансового рынка и, само собой,
их регулирует.
сентябрь 2013
Банки и деловой мир
15
события и комментарии