банкингу. Однако публикация
проекта соответствующего указа-
ния повлекла за собой множество
критических отзывов, и идея была
признана нежизнеспособной.
Улучшение безопасности воз-
можно путем реализации много-
факторной аутентификациивзамен
авторизации по двум факторам.
Ключевой ее особенностью являет-
ся дополнительное использование
биометрических характеристик
для идентификации пользовате-
ля. Подтолкнуть разработчиков к
подобному совершенствованию
систем безопасности способно,
например, введение обязатель-
ного страхования рисков ущерба
клиенту. Сейчас такая практика
применяется крайне редко, а ведь
подстегиваемые высокими тарифами
страховых компаний банки начали
бы переход на улучшенные подходы
куда более охотно.
Вряд ли помогут укрепить доверие
пользователей отдельные положения
закона о национальной платежной
системе, вступление которых в силу
пока отложено на 2015 год. В соот-
ветствии с ними банки должны будут
осуществить выплату денег клиенту,
если тот не давал своего согласия на
конкретную операцию. Это обстоя-
тельство, скорее всего, откроет новые
горизонты для мошенничества: даже
сейчас значительная доля мошенни-
ческих транзакций совершается по
схеме, когда владелец счета входит в
сговор с третьим лицом и заявляет о
несанкционированной операции.
Методология рейтинга функциональности интернет-банкинга
В этом рейтинге мы оценили возможности (функции) и уровень безопасности, кото-
рые предоставляет интернет-банкинг пользователям. Источником информации для
рейтинга послужили анкеты банков и аутсорсинговых компаний. Аутсорсинговые
(клубные) системы оценивались по пакету услуг, предоставляющих наибольший
функционал. Оценивались три группы параметров: внешний платежный функцио-
нал, внутренние операции и сервисные функции, информационная и финансовая
безопасность.
Удобство интерфейса, надежность банка и число зарегистрированных пользовате-
лей не оказывали влияние на место банка в рейтинге.
Ответы по количественным вопросам нормировались и сглаживались для согласо-
вания их влияния с качественными вопросами (предусматривающими ответы «да»
или «нет»).
При формировании рейтинга в апреле 2013 года учитывались некоторые функции,
которые при составлении прошлого рейтинга не оценивались агентством. В их чис-
ле, например, наличие демонстрационного режима работы и функции SMS-банкинга.
Корректировки незначительны, поэтому методики являются сопоставимыми.
Была проведена выборочная проверка присланных банками анкет. По ее результа-
там ряд баллов был скорректирован. Банкам, предоставившим данные, не подтвер-
дившиеся в ходе проверки, были начислены штрафные баллы.
сентябрь 2013
Банки и деловой мир
71
Анализ:
тенденции