что-то подобное. Логика важна в сю-
жете, а внутренний мир героя нужно
чувствовать.
БДМ:
Вы пишете по плану или предо-
ставляете действию свободно разви-
ваться, а героям — в каком-то смыс-
ле самим выбирать свою стезю?
Сейчас я пишу по плану, распи-
сываю подробный план-проспект,
разрабатываю образы и психологию
героев. Это очень помогает в работе,
но первые книги я писала без плана.
Я все пытаюсь понять, видят ли чита-
тели разницу, но однозначного ответа
так и не получила. Почему я выбрала
планирование? Мой прошлый опыт
научил тому, что изделие не будет ка-
чественным, если при его создании не
использовалась современная техно-
логия изготовления. В основе может
лежать прорывная идея, но если она
воплощена кустарно, результат будет
жалким. Мы живем в современном
динамичном мире, поэтому я «пове-
ряю алгеброй гармонию», используя
определенные приемы — технологию
создания романа. Я распределяю сю-
жетную канву в строгом порядке, что-
то спрессовываю, что-то раскрываю
шире, ну и выполняю требования,
предъявляемые к выбранному жанру.
Книга должна быть динамичной и ин-
тересной для моей целевой аудитории.
БДМ:
Ваши книги примечательны уди-
вительно достоверной исторической
атмосферой и антуражем — как вам
удается столь глубоко проработать
историческую составляющую?
Я очень бережно отношусь к исто-
рической правде, часто меня подводят
даты, не совпадая с календарем моего
романа, но я не позволяю себе даже
маленьких неточностей и в таком слу-
чае меняю план книги.
Мне очень помогает художествен-
ное образование, полученное в дет-
стве. Я люблю живопись, особенно
портреты. Вы не обращали внима-
ния, что портрет, написанный боль-
шим художником, отражает судьбу
человека, о которой тот еще и не зна-
ет? Вспомните портрет Николая II,
написанный Серовым. В нем пред-
сказано все, включая трагический
конец царской семьи. Реальных исто-
рических персонажей, действующих
в моих романах, я начинаю понимать
и чувствовать именно через портре-
ты, а потом уже берусь изучать их
биографии и воспоминания совре-
менников о них.
У меня собрано множество альбо-
мов, посвященных той эпохе, о кото-
рой пишу, ну и в Интернете я знаю что
искать. Я мысленно представляю дом,
поместье, интерьер или наряд, а по-
том начинаю их описывать. Костюмы
и драгоценности той эпохи я изучала
долго и подробно, особенно хороши
они на французских портретах.
БДМ:
Вы адресуете свои книги прежде
всего женщинам, но ведь захватыва-
ющие исторические романы могут
прийтись по душе и мужчинам. Как
вам кажется, чем отличается вос-
приятие литературных произведений
читательницами и читателями?
Я знаю, что мои романы читают
и мужчины, обычно их в книгах за-
нимает сюжет. Мужчинам интересна
детективная составляющая моих рома-
нов, сама историческая канва и реаль-
но жившие личности. Они с интересом
читают о военной службе героев, о по-
литических раскладах и интригах при
дворах в России и Европе. Женщин
же волнует любовь. Яркая любовная
история — стержень любого романа,
интересного женщине. Да и сама глав-
ная героиня, если она борется с судь-
бой и побеждает, всегда найдет место
в душе читательницы. Оставаясь один
на один с книгой, женщина погружает-
ся в сюжет, отождествляя себя с герои-
ней. Мои героини никогда не сдаются.
Возможно, что это послужит кому-то
примером или утешением и поддерж-
кой в тяжелую минуту.
БДМ:
Вашим героиням порой прихо-
дится решать задачу, как отличить
настоящего героя от фальшивого, —
проблема, актуальная и в наши дни,
и не только в личной жизни. Какой
метод определения истинной сути
человека вы могли бы посоветовать,
опираясь на свой опыт?
Мой опыт показывает, что никогда
не нужно строить логические цепочки,
рисовать квадратики, предугадывая
поступки людей. Достаточно одного
неверно сделанного предположения,
чтобы все рассыпалось в прах, калеча
судьбы и оставляя рубцы на сердце.
Нужно полагаться на интуицию. Жен-
щины от природы обладают необыкно-
венным даром распознавать мужчин.
Все же знают, что первое впечатление
и первая мысль обычно бывают пра-
вильными. Слушайте свой внутренний
голос, выведь все уже прекрасно знаете!
Беседовал
Алекс ГРОМОВ
92
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ОКТЯБРЬ 2013
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ