Александр Павлович поставил в 1815
году победную точку, он действитель-
но был «царем царей». Никогда боль-
ше в XIX веке наша страна не имела
такого влияния в Европе, как в эти
годы. Вот об этом ярком, победном
для России периоде я и пишу. Самое
время для исторических любовных
романов. Пушкин в повести «Метель»
сказал исключительно точно: «Кто из
тогдашних офицеров не сознается, что
русской женщине обязан он был луч-
шей, драгоценнейшей наградою?»
БДМ:
Насколько сюжеты этих книг
связаны с историей вашего рода?
Или теми местами, где вы жили,
живете сейчас?
Я не могу проследить свой род на
200 лет назад. Поэтому изучаю исто-
рию, читая книги и разбираясь в ис-
следованиях ученых. Зато живу рядом
с теми местами, где прошли основные
бои в 1812 году. Исторические назва-
ния: Малоярославец, Тарутино, Го-
родня для меня — соседние поселки
и город, а здесь очень бережно хранят
память о событиях тех лет. Я пишу
о том, что хорошо знаю. Конечно, со-
жженный Малоярославец давно вос-
становлен, но дороги, реки и поля, где
стояли армии, остались на тех же ме-
стах, что и 200 лет назад.
БДМ:
Есть ли у ваших персонажей
прообразы из числа наших совре-
менников? Могут ли они хотя бы
отчасти узнать себя в книгах?
В моих персонажах есть многое от
людей, встреченных мною в жизни,
но обычно все образы являются со-
бирательными. Не думаю, что кто-то
из моих знакомых узнает себя, читая
роман. Мы не можем сами себя объек-
тивно оценивать, да и родители обыч-
но не замечают недостатков своих де-
тей, а вот взгляд со стороны видит все
в другом свете, даже жестче и чернее,
чем есть на самом деле. В интересных
книгах есть одна особенность: поло-
жительные и отрицательные герои
в них — люди яркие. В жизни таких
мы встречаем редко, поэтому автор
и создает героев под свою задачу, со-
бирая черты множества встреченных
им в жизни людей. Мне подошла «гол-
ливудская система», когда автор мыс-
ленно заключает договор с читателем.
Человек, заплативший деньги за кни-
гу, должен получить удовольствие от
чтения, поэтому я подбираю на роли
своих героев «звездных» персонажей.
Они должны быть сродни голливуд-
ским звездам — личностям харизма-
тичным, сильным, страстным и очень
интересным.
БДМ:
Считается, что в XIX веке
женщине полагалось быть только
спутницей мужчины, а вам удалось
отразить в образах ваших героинь и
лучшие черты современных деловых
женщин. Это было частью изначаль-
ного замысла или так получилось по
ходу повествования?
Мне кажется, что за 200 лет ничто
не изменилось. Те женщины, которые
хотели власти, деятельности и успеха,
прилагали все силы, чтобы получить
желаемое. Вопрос был только в том,
где они могли приложить свои силы и
таланты, данные природой. В книгах
я стараюсь объяснить это. Жизненная
энергия, деловая хватка, ум женщин
существовали и тогда, ну и сейчас они
тоже нужны. В XXI веке патриархаль-
ные ценности еще не вышли из моды.
Спросите любую бизнес-леди, нужно
ли ей надежное мужское плечо, и по-
лучите положительный ответ. Важны
лишь чувство меры, такт и взаимная
гармония людей. Мои героини —
сильные духом женщины. Наш народ
тем и хорош, что умеет поднимать-
ся после бед и поражений, вот и мои
героини рухнут в пропасть, а потом
соберут волю в кулак и начнут выби-
ваться из грязи, шаг за шагом идти к
успеху. Поэтому им и достается самый
лучший приз — сильный, надежный и
любящий мужчина. Ведь рядом с та-
кими женщинами никогда не бывает
скучно, связанные с мужчинами силь-
ным чувством, они всегда внутренне
свободны и самодостаточны.
БДМ:
Какая из ваших героинь: Катя,
Елена, Долли — кажется вам особен-
но близкой?
В каждой из них есть часть меня.
Автор романов, по-моему, немного
сродни артисту. Чтобы играть досто-
верно и органично, необходимо сде-
лать шаг и войти внутрь своего пер-
сонажа, стать тем, кого ты играешь.
Я тоже делаю этот шаг и становлюсь
героиней или героем. Отрицательные
персонажи здесь особенно хороши.
Когда влезаешь в шкуру злодея, пере-
живаешь острые эмоции, поскольку
вместе с ним делаешь то, чего никогда
не совершишь в жизни. Обычно пло-
хим быть интереснее, чем хорошим.
Актер для своего персонажа подби-
рает черты и детали, подмеченные
им у разных людей, потом пропуска-
ет образ через себя, накладывая на
него свое чувство гармонии. Я делаю
ОКТЯБРЬ 2013
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
91
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ