В
минувшем году в Милане про-
шла конференция, организо-
ванная российскимМиллениум
Банком и итальянским Университетом
им. Луиджи Боккони, в которой приня-
ли участие специалисты обеих стран,
а также представители Клуба долго-
срочных инвесторов и банка Cassa
Depositi e Prestiti. На встрече обсужда-
лась идея выделения такого типа ин-
фраструктуры, который выступил бы
локомотивом развития, и на этой осно-
ве, в силу масштабности проекта, было
бы выработано новое финансовое пра-
вило. Проект получил название Транс-
евразийского пояса Razvitie.
Если говорить об этом проекте
в национальном масштабе, речь идет
о резкой смене той социально-эконо-
мической модели, которая сейчас у нас
является доминирующей. В том числе
и о создании вертикально интегриро-
ванных холдингов, которые не были
бы разрезаны на изолированные част-
ные фрагменты, — потом их уже никак
не соберешь. Потому что только такой
холдинг обеспечивает основную мар-
жу и создание интегрированной ин-
фраструктурной услуги. Но сложность
заключается в том, что формирование
интегрированной инфраструктуры —
это в том числе новые кластеры и новый
тип поселений. Потому что если не осва-
ивать пространствоипростопроложить
дороги, мы получим в какой-то мере по-
вторение советского опыта БАМа, а нам
нужна совершенно иная модель.
ОсобуюрольТрансевразийскийпояс
Razvitie должен сыграть в формирова-
нии евразийского пространства, где со-
вершенно очевидны стыковочные реги-
оны: скажем, Тюменская область и север
Казахстана—важнейшая зона для осво-
ения. Как быни складывалась политиче-
ская часть взаимодействия с Украиной,
но Белгородчина и Харьковщина тоже
явно тяготеют к формированию такого
узла. И подобных узлов много.
Наконец, наиболее важный для нас
момент, который обсуждался и с Клубом
долгосрочных инвесторов, — вопрос
формирования и синергиимежду инжи-
ниринговыми технологическими евро-
пейскими группами и российскими. Для
того чтобы появилась возможность ре-
ального трансфера технологий, причем
во всех трех направлениях (модерни-
зация существующей инфраструктуры,
заимствование смежных технологий,
совместное создание принципиально
новых технологий), нужна совершенно
другая экономика.
Хотелось бы обратить внимание еще
на несколько важных и принципиаль-
ных вещей, которые становятся совер-
шенно очевидными, когда мы начинаем
рассматривать этот проект. Основная
идея создания такой интегративной
системы инфраструктуры заключается
в том, чтобыпородить новый очаг созда-
ния общественного богатства. Интерес-
но, что несколько японских групп выра-
зили заинтересованность в том, чтобы
начать реальные вложения в БАМ, и го-
товы обсуждать, как завязать Хоккайдо
с Сахалином, с выходом на Байкало-
Амурскую часть.
Второй важный момент: речь
должна идти не о том, чтобы запол-
нить участки, где нужно формировать
инфраструктуру, старыми, давно уже
отработанными технологиями. В заме-
чательной шведской книге «Мегапро-
екты: история переплаты долгостроев»
говорится о том, что реализация очень
крупных проектов всегда затягивает-
ся, а стоимость вырастает в несколько
раз по сравнению с проектными изы-
сканиями. Это, собственно, один из
существенных вопросов — новый тип
организации для создания столь мас-
штабных инфраструктурных проектов.
Есть третий, на мой взгляд, очень
интересный момент. Мир потихоньку
движется к формированию мультиин-
фраструктуры. Это, прежде всего, со-
единение транспорта, энергетики и теле-
коммуникаций. А такое слияние создает
совершенно новый эффект, когда муль-
тиагентские группы, например, одно-
временно участвуют в распростране-
нии и передаче электроэнергии. Это уже
даже не smart-grid, а некий следующий
кумулятивный момент. И с этой точки
зрения однимиз важнейших принципов
создания мультиинфраструктуры как
раз должно быть гибкое единство раз-
ных инфраструктурных решений.
Четвертый момент: чтобы не пере-
йти к тому, что за вложения в инфра-
структуру все равно потом начнет
платить население, нужно решить ос-
новной вопрос: а как это все рассчитать?
Речь должна идти о формировании
консорциумов потребителей будущих
инфраструктурных услуг, к которым
относятся, прежде всего, новые про-
мышленные кластеры. Здесь нужны
специальные методология и технология,
которые надо обсуждать.
Наконец, пятый момент — создание
новых типов долгосрочных инвестици-
онных инструментов. Целый ряд рас-
четов должен строиться совершенно
по-другому, и нынешние специалисты,
даже с дипломами MBA, не совсем для
этого годятся. Потому что для инвести-
ционных компаний нужен совершенно
другой тип счетностиирасчетности, свя-
занный с системной инженерией, с ана-
лизом цикла проектов, контрактов и ак-
тивов. Это совершенно иная область, где
требуются другие представления. Они
уже есть в разных группах — в России
и Италии, в Японии и Германии, но это
требует специальной организации…
НУЖНА ДРУГАЯ
ЭКОНОМИКА
Юрий ГРОМЫКО
Директор Института
опережающих исследований
им. Е.Л. Шифферса
32
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
НОЯБРЬ 2013
БЕЗ ГРАНИЦ