П
равительство приготовило
этакий салат из решений
по реформированию пен-
сионной сферы — решений хоро-
ших (в некоторых моментах очень
хороших), спорных и, к сожалению,
плохих.
Очень хорошим, правильным яв-
ляется решение об акционировании
НПФ. Это даже не шаг, а прыжок впе-
ред. Акционирование откроет дверь
притоку капитала в отрасль, который
принесет с собой новое качество,
новый уровень обслуживания кли-
ентов и сделает отрасль основой от-
ечественной финансовой индустрии.
К тому же акционирование облегчит
надзор и регулирование со стороны
ЦБ, что тоже пойдет на пользу от-
расли, особенно в среднесрочной
перспективе, поскольку любой сбой
в работе хоть одного фонда — это ре-
путационный риск для всей отрасли.
Думаю, что большинство представи-
телей НПФ — убежденные адвокаты
этого решения.
К хорошим решениям, безус-
ловно, относится комплекс мер, на-
правленный на гарантирование со-
хранности накоплений. Меры давно
ожидаемы.
Решение же заморозить взносы
2013 года до прохождения фонда-
ми фильтра ЦБ является спорным.
И уж откровенно плохим является
решение о «конфискации» накопле-
ний 2014 года, изъятие их в распре-
делительную часть. Такие решения
подрывают саму основу, долгосроч-
ность пенсионной отрасли и совер-
шенно не решают проблем распре-
делительной системы. Создается
вопиющий прецедент решения не-
значительной текущей проблемы
за счет стратегических интересов
населения и национальной экономи-
ки. Такие решения разрушают самое
главное — доверие и отбрасывают
нас на десятилетия назад.
Из официальных комментариев
смысл манипуляции с накоплени-
ями 2014 года понять сложно. По-
хоже, что правительство готовится
к экономическому кризису, в пе-
риод которого ему придется «зали-
вать» экономику деньгами, а потому
стремится аккумулировать любые
резервы. Тем более что за последнее
время объемы социальных и инфра-
структурных обязательств государ-
ства существенно выросли. В этих
условиях Минфин пытается на-
скрести резервы, где только можно.
Гипотетически судьба изымаемых
накоплений может складываться
как угодно: их могут потратить на
борьбу с кризисом, или на решение
какой-то другой социальной задачи,
или действительно вернуть через
год. В последнее никак не верится —
соблазн не вернуть и так же «конфи-
сковать» накопления последующих
годов велик, если правительство
думает только о текущих проблемах.
Пенсионная отрасль сейчас за-
мерла. Она ждет от правительства
окончательных решений и разъ-
яснений мотивации конфискаци-
онных мероприятий. Понимание
мотивации властей — основа раз-
вития любой отрасли экономики,
особенно такой долгосрочной, как
пенсионная. Сейчас есть риск, что
произойдет надлом отрасли, если
стратегические интересы будут при-
несены в жертву сиюминутным за-
дачам.
о будущих пенсионерах: «
Правитель-
ство беспокоит ситуация на рынке
негосударственных пенсионных фон-
дов — никто не хочет повторения си-
туации с обманутыми дольщиками
»
Представители пенсионной от-
расли и либеральные экономисты
оценивают эти манипуляции с на-
коплениями граждан не иначе как
в терминах «реквизиция», «изъятие»
и даже «национализация». И в дан-
ном случае это не «красное словцо»:
средства пенсионных накоплений
являются собственностью будущих
пенсионеров, их можно наследовать.
И оказывается, их столь же просто
можно «отменить».
Позже стали появляться версии
о дальнейшей судьбе замороженных
накоплений. По одной из них, сред-
ства будут направлены в некий ре-
зервный антикризисный фонд в ка-
честве «подушки безопасности» на
случай кризиса. По другой, что бла-
годаря лоббистским усилиям Мин-
труда деньги израсходуют на строи-
тельство детских садов. По третьей,
что их вернут обратно, как только
негосударственные пенсионные фон-
ды завершат процедуры акциониро-
вания и создадут гарантийный фонд,
аналогичный АСВ. (Гипотетическому
возврату будут подлежать только на-
копления 2013 года, ведь на 2014 год
накопительный принцип отменили
совсем.)
В сценарий возврата изъятых
средств верится почему-то с трудом.
Как и в то, что опыт с замораживани-
ем не повторят в какой-нибудь оче-
редной «чрезвычайной ситуации».
По сути, идеология пенсионных на-
коплений скомпрометирована. Граж-
данам продемонстрировали: долго-
срочные контракты с государством
заключать нельзя, оно в любой момент
может скорректировать правила игры.
В общем, о своем благосостоянии по-
сле выхода на пенсию надежнее поза-
ботиться самому. В чем, собственно,
большинство жителей страны никогда
и не сомневались.
Марина ТАЛЬСКАЯ
ПЕНСИОННАЯ ОТРАСЛЬ
ЗАМЕРЛА
Андрей
НИКИТЧЕНКО
Президент НПФ
«СтальФонд»
58
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
НОЯБРЬ 2013
АНАЛИЗ:
МАКРОЭКОНОМИКА