из Москвы в Омск) и добиваться
адекватной записи. Ага, спустя 40 лет.
И дорога, главное, ближняя.
…Другую мою приятельницу тоже
послали из столицы в Сибирь: лет во-
семь до выхода на пенсию она работала
в транснациональной сырьевой корпо-
рации (заметьте, далеко не уборщицей,
а хоть бы и ею), юридически зареги-
стрированной в одном из сибирских
городов. Сотрудницу собеса смутила
какая-то закорючка в записи трудо-
вой книжки, и она отправила соиска-
тельницу «в сад»: исправлять чужую
ошибку непосредственно в головной
офис компании. Новоиспеченная пен-
сионерка никуда, естественно, не по-
ехала, и самый «жирный» зарплатный
кусок из расчета пенсии вычеркнули.
…Еще у одной соискательницы
«вычеркнули» около 20 лет работы
в Литве, тогда (на момент трудовой
деятельности) — еще Литовской ССР.
И записи в трудовой, и штампы были
на русском языке, человек работал,
собственно, на СССР, правопреемни-
цей которого является современная
Россия. Но «иностранщина» работни-
цу собеса не устроила.
При расчете стажа сотрудники со-
циальной службы ведут себя так (про-
инструктированы?), будто пенсию им
предстоит выплачивать из собствен-
ного кармана, «режут» по максимуму.
В общем, «что кому зачтется — кто ж
об этом знает».
Мотив второй так же очевиден.
Он самоценен — решить проблемы
ПФР, разгрузить бюджет. Авторы
реформы бесхитростно приводят
выкладки: ежегодный трансфер фе-
дерального бюджета в пенсионную
систему после всех новшеств, как
ожидается, будет снижен с нынешних
2,8% ВВП до 1,5% в 2030 году. Столь же
доверительно преподносится инфор-
мация о том, что к 2040 году пенсио-
неров будет больше, чем работающих,
и государству трудно будет выполнять
свои пенсионные обязательства.
Так что мотив третий, официаль-
ный: все улучшить и сделать еще про-
зрачнее—шит очень белыми нитками.
НАКОПИЛ — ОТДАЙ
И уж совсем радикальные решения
приняты правительством относитель-
но накопительной части пенсии. На-
помним, что накануне обнародования
новых принципов пенсионной систе-
мы, практически всю весну и лето,
высокие чиновники массированно
обрабатывали «молчунов». Тексты
идеологических посланий были раз-
ными, но их общий смысл читался как
туманно-угрожающий: мол, тем, кто
не переведет свои накопления в не-
государственные фонды, потом будет
хуже. Обещали, что объем отчисле-
ний, направляемых в накопительную
часть, у «молчунов» снизят с 6 до 2%,
а остальное отправят в страховую
часть, то есть бездоходную и исполь-
зуемую для текущих выплат актуаль-
ным пенсионерам. Потом пригрозили
снизить отчисления до нуля.
Немалая часть граждан эту угрозу
уловила и проявила сознательность:
написала заявление в ВЭБ о перево-
де с 2014 года своих пенсионных на-
коплений в частные фонды. На конец
сентября, по оценкам самого государ-
ственного управляющего, средства
таких «сознательных» составляли
около 300 миллиардов рублей. А в на-
чале октября представитель ВЭБ поде-
лился принципами инвестирования.
Средства упорных «молчунов», не
прислушавшихся к увещеваниям вла-
стей, вкладываются «расширенным
портфелем» в более долгосрочные,
следовательно, и более доходные ин-
струменты, а средства тех, кто повелся
и написал заявление о переводе в НПФ
и кто тут же стал для управляющего
отрезанным ломтем, — в «короткие»
и менее доходные инструменты. Раз-
ница в доходности существенная —
7 и 5–5,5%. То есть самых сознатель-
ных сразу наказали рублем.
Одновременно последовали и вовсе
суперрадикальные заявления: в связи
с необходимостью реформировать от-
расль негосударственных пенсионных
фондов все средства накоплений за
2013 год переводятся из НПФ в ПФР.
И тут же следующий «гром». 30 сентя-
бря замминистра финансов
Алексей
МОИСЕЕВ
сообщил, что все средства
пенсионных накоплений 2014 года —
и «молчунов», и тех, кто предпочел
частных управляющих, — будут пере-
даны в распределительную систему.
Накопления, таким образом, отмени-
ли. Глава Минфина
Антон СИЛУА-
НОВ
объяснил это решение заботой
В сценарий возврата
изъятых средств
верится почему-то с трудом. Как и в то,
что
опыт с замораживанием
не повторят в какой-нибудь очередной
«чрезвычайной ситуации»
НОЯБРЬ 2013
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
57
АНАЛИЗ:
МАКРОЭКОНОМИКА