О
днако эта естественная ситу-
ация радикально изменилась
в эпоху постиндустриального
общества. Потребление как таковое
стало идеологией социально-эконо-
мического устройства так называе-
мых развитых стран и считается ло-
комотивом дальнейшего развития
капиталистической системы.
Такой капитализм резко отлича-
ется от его классической формы, опи-
санной К. Марксом. Скорее его мож-
но определить как последнюю стадию
развития Американского империа-
лизма (Н. Чомский) или как между-
народный финансовый олигархизм
(в нашем определении. —
В. Якунин
).
Без резкого роста потребления такой
капитализм зачахнет и прекратит
свое существование, как было описа-
но в книге русского экономиста М. Го-
ланского «Что нас ждет в 2015 году».
В ней он предсказал крах социализма,
развал СССР, а затем и неизбежный
крах существующей капиталистиче-
ской системы.
Парадигма необузданного роста
потребления приводит к тому, что
человеческое общество использу-
ет крайнюю форму удовлетворения
своих естественных и искусственно
привитых ему потребностей, а значит
и эксплуатации природных ресурсов.
В свою очередь это порождает особую
политику и, соответственно, полити-
ков, которым свойственна менталь-
ность временщиков. По образному
выражению У. Черчилля, они переста-
ют быть
лидерами
, которые мыслят
в пространстве и времени поколений.
Их время и пространство ограничено
периодом от выборов до выборов,
а их поступки лишены ответственно-
сти за будущие поколения. Результаты
подобного «хозяйствования» на Зем-
ле, принадлежащей всему человече-
ству, общеизвестны и угрожающи по
своей глобальной сути.
Человеку «преемственному», ко-
торый рассчитывает жить не одним
только сегодняшним днем, свойствен-
но мыслить категориями будущего: от
своего до новых поколений. Однако
хищничество, являясь одной из дви-
жущих сил современной парадигмы
глобального мира, почти не оставляет
такому человеку шансов для исполне-
ния своего естественного предназна-
чения. И это не просто проявление
ничем не ограниченной алчности,
это осознанная и безжалостная экс-
плуатация себе подобных, с явствен-
ными признаками неоколониализма.
Проявляются они в разных формах,
в том, например, что Евросоюз, за-
ключая с развивающимися странами
соглашения о поставке природных ре-
сурсов, одновременно отнимает у них
право регулировать тарифы и тамо-
женные сборы.
Экономическое хищничество оз-
начает, как и прежде, жесткое прева-
лирование личного интереса над все-
ми иными ценностями, связанными
РОДОССКИЙ ФОРУМ
И ПАРАДИГМА
СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Владимир ЯКУНИН
Президент Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций»*
СЕГОДНЯ МЫ ЯВЛЯЕМСЯ УЧАСТНИКАМИ И СВИДЕТЕЛЯМИ
тектонических изменений как в окружающей человека среде, так и в самом
человечестве. Тысячелетиями человек, являясь органичным компонентом
экологической системы Земли, широко и разнообразно использовал ресурс,
предоставленный ему природой.
* Материал подготовлен на основе выступле-
ния В. Якунина на XI сессии Мирового об-
щественного форума «Диалог цивилизаций»,
прошедшего 3–6 октября на острове Родос.
НОЯБРЬ 2013
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
7
ПОЗИЦИЯ