Стр. 8 - BDM_2013-11

Упрощенная HTML-версия

с достижением общественного блага.
Отсутствие нравственных ограничи-
телей неминуемо приводит к тому,
что человек перестает ощущать себя
частью социума. И это не только не
осуждается, но и пропагандируется
в западном обществе, где только лич-
ные и корпоративные интересы пред-
ставляют ценность.
Нам говорят, что всемогущий
рынок
включает в себя все без ис-
ключения сферы жизни людей и даже
способен регулировать обществен-
ные отношения. Однако ссылки на
механизмы свободной рыночной
конкуренции не адекватны реально-
му положению вещей. Сегодня такие
механизмы не способны сбаланси-
ровать неравенство, несправедливое
распределение благ и возможностей
и в конечном счете — обеспечить
равномерное и поступательное раз-
витие как на локальном, так и на об-
щемировом уровне. В условиях, когда
на Земле остался единственный центр
эмиссии резервной валюты, невоз-
можен рынок свободных отношений
и свободной конкуренции, и мы, по
сути, оказались заложниками моно-
польной модели глобализации эко-
номики и финансов. Не видеть этого
просто невозможно.
Очевидно, что безотлагательные
перемены давно назрели. Не вызыва-
ет также сомнений, что эволюцион-
ная стратегия замены существующей
парадигмы гораздо предпочтительнее
всех других вариантов. Продуманная
трансформация в тысячу раз эффек-
тивнее революционного установления
«лучшего в мире порядка», больше
похожего на бессмысленное избие-
ние невинных с благой целью улуч-
шения их жизни. А к большой войне
нас опять-таки подталкивают те, кто
во главу угла поставил хищническое
потребление мировых ресурсов и па-
радигму тотального доминирования.
Принципиально важно в связи
с этим сформулировать идею пере-
хода к новой парадигме. При этом
платформа такого транзита должна
быть принята консенсусом большин-
ства живущих на Земле цивилизаций
и стран. И что чрезвычайно важно:
такой беспрецедентный консенсус се-
годня реален. Недавний дипломати-
ческий прорыв «В. Путин — С. Лав-
ров» наглядно продемонстрировал
стремление людей разных социаль-
ных сред, наций и цивилизаций к вы-
бору именно такого пути обществен-
ной солидарности.
Эти настроения, как в зеркале,
отражаются на нашем форуме. Его
участниками становится все больше
специалистов мирового уровня: дей-
ствующих и бывших политиков, эко-
номистов, социологов, представите-
лей разных цивилизаций — всех тех,
кому небезразлично будущее мира.
Актуальность и содержательная но-
визна повестки дня форума уже более
10 лет вызывает неизменный интерес
и желание присоединиться к откры-
тому и непредвзятому диалогу о на-
сущном.
Это иллюзия, будто представи-
тели доминирующей сегодня па-
радигмы составляют большинство
человечества. Политическая и эко-
номическая элита — всегда и во всех
обществах — не более 10% населения.
И если кто-то заявляет о свой исклю-
чительности: «мы главные, мы голос
всего человечества, у нас есть право
и обязанность исправлять и улучшать
миропорядок», — то он просто при-
сваивает то, что ему не принадлежит.
Для большинства человечества это
прямое посягательство на основопо-
лагающие принципы: суверенность,
достоинство, историческую память,
сохранение рода и культурного кода.
Впоисках истиннойреальностимы
обязаны слышать мнение большин-
ства, а не прислушиваться к изощрен-
ной политкорректности «избранных».
В противном случае «политкоррект-
ный европеец» оказывается не вправе
поставить под сомнение «абсолютную
справедливость и абсолютную исти-
ну», если она исходит из-за океана.
Путь «абсолютного послушания» уже
привел европейскую элиту к участию
в разгроме древнейшей страны, спро-
воцированному «пробиркой с белым
порошком». Незатейливая манипу-
ляция общественным сознанием,
поддержанная информационным
беснованием, обернулась трагедией
иракского народа, а также гибелью
тысяч американских и европейских
граждан. Но политики, совершившие,
по сути, лжесвидетельство, так и не
понесли никакого наказания.
Возникает ощущение, что любой
проект общественной трансформа-
ции, подготовленный приверженца-
ми доминирующего сегодня неоли-
берального мировоззрения, чреват
общей нестабильностью. В то же
время практика показывает, что вся-
кое изменение, обновление и даже
назревший переход от одного научно-
технологического уклада к последую-
щему всегда становились периодами
серьезных разногласий в мире, вплоть
до силовых. И чтобы избежать такого
развития событий, требуется фунда-
ментальная подготовка, которая, пре-
жде всего, выражается в открытом
и конструктивном диалоге.
Современная общность людей,
живущих на Земле, состоит из исто-
рически сложившихся цивилизаций:
китайской, русской православной,
англосаксонской, латиноамерикан-
ской... Все они становятся центрами
регионального взращивания новой
парадигмы, что, собственно, и опре-
деляет роль и место Мирового обще-
ственного форума в системе выра-
ботки элементов нового мирового
порядка. Мы подчеркиваем значи-
мость этих сообществ, сформиро-
вавшихся в ходе естественных исто-
рико-культурных трансформаций.
При этом хотим особо отметить,
что активное подталкивание, в том
числе силовое, к бесконечному пере-
форматированию и фрагментации
мира на малые и удобные для внеш-
него управления квазисуверенные
регионы (Косово, проект «Большой
Ближний восток» и т.д.), являет со-
бой пример очевидного и вероломно-
го нарушения всех моральных норм
и международного права.
Да, мир сегодня глобализован в силу
взрывного развития средств коммуни-
кации, скорости перемещения людей
8
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
НОЯБРЬ 2013
ПОЗИЦИЯ