в туристические центры съезжаются
в поисках легкой удачи не самые луч-
шие люди страны, но даже они порой
выгодно отличаются от многих пред-
ставителей так называемой россий-
ской элиты или напыщенной псев-
доинтеллигенции. Я бы посоветовал
нашим гражданам самостоятельно по-
путешествовать по Таиланду, посетить
святые места, пообщаться с обычными
людьми, побывать в самом большом в
мире зале для медитаций монастыря
Тамакай, вмещающего в себя более
миллиона человек. Я уверен, что после
подобного путешествия не полюбить
Таиланд будет просто невозможно.
БДМ:
В чем вы видите причины такого
явления, как дауншифтинг, и как вы
его оцениваете?
К дауншифтингу во всех его прояв-
лениях отношусь с большой симпатией.
То, что люди бегут от так называемых
«плодов цивилизации», несложно объ-
яснить. Современная идеология пропо-
ведует идею о том, что человек — член
общества, винтик в едином механизме
и т.д. Это очень удобная для общества
позиция, позволяющая распоряжаться
индивидуумом в соответствии со свои-
ми целями, оказывать на него давление.
Для этого есть масса способов — не
стоит их перечислять, они хорошо из-
вестны. Такое положение вещей в мире
существует издавна. Давайте вспомним
классику: «Жить в обществе и быть
свободным от общества нельзя». Итак,
главное, что теряет современный чело-
век, — собственную свободу, и никакие
блага не в состоянии заменить эту поте-
рю. Кстати о благах: в безудержной по-
гоне за ними как за главной ценностью
человек зачастую теряет самого себя.
Сегодня бытует мнение, что деньги спо-
собны дать истинную свободу. Это за-
блуждение: деньги показывают, что на
самомделе представляет собой человек.
БДМ:
Чем вас, как творческого челове-
ка, привлекает библейская тема? На-
сколько для вас важно существовать
в традиции?
Меня привлекает не только би-
блейская тема, но и все другие великие
религиозные уче-
ния — суть их одна,
и я ее отражаю
в своем творчестве.
В основном я, ко-
нечно, опираюсь
на учение Христа,
потому что очень
люблю Его лако-
ничную и поэтич-
ную манеру подачи
материала.
Ни религиоз-
ные, ни какие-то
другие традиции
для меня абсолютно
не важны. Напри-
мер, предстоящий
Новый год я буду
встречать на борту
самолета. Как очень
хорошо сказал од-
нажды Жванецкий: «Праздник не по
календарю, а по настроению». Что же
касается религий, то меня интересуют
исключительно учения, а не ритуалы,
придуманные людьми.
БДМ:
Является ли притча вашим люби-
мым жанром?
Наверное, отвечу утвердительно,
хотя сам не могу до конца понять,
в чем сила этих коротких и, не по-
боюсь сказать, волшебных повество-
ваний. Мне кажется, что они, минуя
компьютер-мозг, попадают прямо
в сердце и уже оттуда дают неисся-
каемую пищу уму. Это всегда тонкая
и очень поэтичная вещь, поэтому
нужно уметь отличать настоящую
притчу от пусть даже очень хорошей
небольшой философской зарисовки.
БДМ:
Одни писатели рисуют себе об-
раз своего читателя, другие — нет.
К каким принадлежите вы? Создавая
свои произведения, вы думаете: ка-
кой он, читатель, которого «зацепит»
эта история?
Нет, я имею возможность писать
то, что велит сердце, но при этом ста-
раюсь излагать материал так, чтобы он
был понятен самому обычному чело-
веку. Я считаю, что писатель должен
иметь средства для существования, не
связанные с его творчеством, только
тогда его перо будет по-настоящему
свободным.
БДМ:
В работе вы перфекционист?
Долго шлифуете тексты? Недавно
Виктор Ерофеев сказал, что книги не
пишутся, а снисходят. Как вы к этому
относитесь?
Я — перфекционист, причем абсо-
лютно во всем: жарю ли яичницу или
строю дом, все стараюсь довести до
совершенства. Это довольно тяжело.
Много раз зарекался измениться, сам
себе говорил, что лучшее — враг хо-
рошего, но ничего не могу с собой по-
делать. А вот с литературным творче-
ством дело обстоит иначе. Есть такая
поговорка: «Если можешь не писать,
не пиши». Когда я создаю свои произ-
ведения, у меня ощущение, что какая-
то неведомая сила заставляет меня.
Например, когда я писал «Утерянные
страницыЕвангелия», что-то поднима-
ло меня с постели в три часа ночи и до
рассвета я творил, рука сама выводила
строки, словно под чью-то диктовку.
Пишу я свои произведения элементар-
ной чернильной ручкой или тонким
фломастером. Я убежден, что хорошие
произведения невозможно «настучать»
НОЯБРЬ 2013
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
95
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ