на клавиатуре. Так что с Ерофеевым аб-
солютно согласен.
БДМ:
Вы в своих книгах эксплуатируе-
те нашу реальность?
Чаще всего нет, и это не только моя
прихоть. Я уже говорил, что у меня
сложилось впечатление, что кто-то
сверху водит моей рукой, и этот кто-
то в основном делает упор на древние
мудрости или строит прогнозы на бу-
дущее.
БДМ:
Чем отличается версия сценария
для театра («Ангел-хранитель») от
книжной версии?
Дело в том, что «Утерянные стра-
ницы Евангелия» хотя и пьеса, но
она — не для постановки, а для вдум-
чивого прочтения. Поэтому и был
создан несколько упрощенный ва-
риант — пьеса «Ангел-хранитель».
В основу повествования положена за-
нимательная современная жизненная
история, в которую органично вплете-
ны отрывки из «Утерянных страниц».
По мнению критиков, «Ангелу-хра-
нителю» будет «сопутствовать успех
на сценических площадках». Я тоже
считаю, что пьеса удалась, она уже
включена в репертуар следующего
года сразу двух театров.
БДМ:
Вы предлагали свои пьесы «Если
черту отпилить рога, или Необычные
явления при повышенной темпера-
туре» и «Ангел-хранитель» отече-
ственным театрам. А вот сценарий
«Метка» — Голливуду. В чем же
принципиальное отличие?
Что касается российских театров,
то сегодня большинство из них воз-
главляют весьма достойные и заслу-
женно уважаемые люди, так что за
свои пьесы я могу не волноваться. Что
же касается киносценария «Метка» —
это очень серьезная и масштабная
работа. У меня же создалось впечат-
ление, что наш отечественный кине-
матограф сегодня находится в упадке,
и я просто не знаю, кому бы там мож-
но было доверить эту работу.
БДМ:
Вы пишете пьесы, которые
могли бы стать романами. Что, по-
вашему, происходит с текстом, когда
роман превращается в пьесу или
сценарий, и наоборот?
Это очень интересный и важный
вопрос. Сюжетная линия моих пьес
довольно насыщена, и их можно было
бы легко переписать в романы, что,
кстати, мне неоднократно рекомендо-
вали. Но меня не интересует прибыль
от моих произведений, и самое глав-
ное, что я люблю концентрат, причем
не только в литературе. Наверное, это
черта характера: я никогда не стану
разводить виски содовой или джин
тоником, а предпочту выпить немно-
го, но в чистом виде, а если выкурить
сигарету, что тоже делаю крайне ред-
ко, то только самую крепкую. Почему
я предпочитаю «концентрат» в своем
литературном творчестве? Наверное,
потому, что все мои произведения
религиозны (кстати, таковой явля-
ется вся великая русская и зарубеж-
ная литература). Но, на мой взгляд,
в классических произведениях есть
один очень существенный недоста-
ток, они, если можно так выразиться,
слишком жидко разведены…Сколько
у нас произведений о любви, и как все
они похожи друг на друга: любил, раз-
любил, покончила с собой от любви…
Произведения со счастливым концом
заканчиваются свадьбой, а трагедии
со свадьбы только начинаются. Разве
об этой любви говорил Иисус? Если
говорить о теме любви в литературе,
то ближе и религиознее всех оказал-
ся Чехов в своей небольшой повести
«Душечка», где он показал простую
женщину, олицетворявшую собой ис-
тинную любовь. Или, к примеру, взять
место из Писания, где Иисус говорит
о том, что он пришел «разделить че-
ловека с отцом его, и дочь с матерью
ее» (Мф. 10:35. — БДМ). Конфликту
отцов и детей уделяли внимание мно-
гие художники, но я не знаю ни одного
из них, кто в своих толстых романах
сумел бы раскрыть до конца глубину
этих строк. Но и это не самое главное:
разрывать религиозное учение на ча-
сти, нарушать целостность, выхваты-
вая отдельные цитаты из контекста
недопустимо. Именно поэтому в своей
пьесе «Утерянные страницы Еванге-
лия» я попытался соединить и расста-
вить в логической последовательности
лучшие мысли и высказывания Иису-
са из Священных Писаний и сохра-
нившихся Священных преданий.
БДМ:
Как вы думаете, есть ли какая-
то закономерность в том, что в
определенный момент тот или
иной персонаж (имевший реальный
исторический прототип) вновь на-
чинает будоражить умы, интересо-
вать писателей, режиссеров (пусть
даже спустя несколько десятилетий,
столетий)?
Наверное, закономерность есть.
Современные политики нам рисуют
историю, потребную для сего дня,
но время срывает фальшивые маски
и возникает желание все переосмыс-
лить по-новому. Такому переосмысле-
нию посвящена моя пьеса «Если черту
отпилить рога».
БДМ:
Есть китайская поговорка: «Са-
мые бледные чернила лучше, чем
самая хорошая память». А вы как
думаете?
Я скажу исключительно исходя из
личного опыта: когда приходит оза-
рение, то стоит записывать любыми
чернилами или чем угодно, что есть
под рукой. Если этого не сделать, то
все может исчезнуть без следа.
Беседовал
Алекс ГРОМОВ
Разрывать
религиозное учение
на части,
нарушать целостность,
выхватывая
отдельные цитаты
, недопустимо
96
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
НОЯБРЬ 2013
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ