гедия нереализованности, безысходно-
сти и потеря смысла жизни приводит
героев к решению ограбить инкасса-
торскую машину и, получив деньги,
осуществить свои мечты. Этот фильм
блестяще показал, что одно преступле-
ние влечет за собой другое, более тяж-
кое, и отменяет возврат к нормальной
жизни. Боль от осознания трагедии
усиливается теплыми чувствами, кото-
рые возникают по отношению к влю-
бленным, которые погибают, не осуще-
ствив своей мечты. Главная роль денег
заложена в названии фильма — деньги
как мираж, как иллюзия счастья.
В конце 1980-х деньги уже начи-
нают выступать как символ крими-
нальной власти, что хорошо показано
в фильме «Воры в законе». Создатели
его остро ощутили проблемы, зарож-
дающиеся в обществе.
Но механизм реформ в стране уже
был заведен, и лихие 1990-е закрутили
всю страну в вихре мафиозных разбо-
рок, рэкета, заказных убийств и кражи
детей. В этот период роли денег соот-
ветствуют эпитеты «грязные», «беше-
ные», «кровавые», они выступают как
возможность обогатиться за счет дру-
гих любыми средствами.
Несмотря на все трудности ситу-
ации, люди во все времена думают
о любви, стремятся к ней. Эта тема ни-
когда не сойдет с телевизионных экра-
нов, особенно тема любви мужчины
и женщины. В фильмах 1990-х годов
тема любви вплетается в криминаль-
ные сюжеты, влюбленные проходят ис-
пытания, чудом ускользают из рук бан-
дитов, выживают и остаются вдвоеми...
с чемоданом денег. Вот идеал счастли-
вой жизни, который транслировался
с экранов, и здесь деньги выступили
как символ безграничного потребле-
ния радостейжизни. Все сразу и сейчас!
Еще долго из сознания подрастающего
поколения мы будем убирать сорные
ростки этих идей, заложенных подоб-
ными фильмами. Да и уберем ли в бли-
жайшее время? Вот так «расцветает»
идея взять у других и оставить себе.
В начале нового тысячелетия кри-
минальные авторитеты уже не столь
страшны, поэтому их начинают по-
казывать в несколько комичном виде.
Например, в фильме «День денег» кри-
минальные деньги попадают в руки ал-
коголиков, и начинается путешествие
банкнот в пространстве. ГеройМихаила
Полицеймакопредлагает «помогать тем,
когонужно спасать,—и сами спасемся».
В итоге «осчастливить» им никого не
удалось, вероятно, потому, что не знали,
где искать истинно нуждающихся, и они
делают потрясающий вывод: «Переста-
ем заботиться о других и сами станем
богатыми и счастливыми». В финале
фильма хозяин денег находится, и неза-
дачливые друзьяотдают емучемоданчик
со словами: «Возьмите, натерпелись мы
через этиденьги». Казалось бы, прекрас-
ный финал с пониманием, что большие
деньги, еслине знать как имиправильно
распоряжаться, приносят только про-
блемы... Нонет, последнююточку поста-
вил хозяинденег, отдавихщедройрукой
на устроение праздника для всего горо-
да. В итоге финал таков: все едят, пьют,
танцуют, веселятся. Вечный праздник!
А уж если просмотреть фильм как це-
лостную единицу, то его можно оха-
рактеризовать как «жизнь от похмелья
до застолья», потому что он начинается
с подробного показа переживания со-
стояния похмелья главными героями,
а заканчивается всеобщим гуляньем
города. Главная идея — на поверхно-
сти: идеальная жизнь — вечный празд-
ник, веселье, получение удовольствия,
а деньги — средство для создания этого
праздника, и на этом празднике жизни
нет места ни Диме Горину, ниЮриюДе-
точкину, ни учительнице французского
с ее голодающим учеником.
…Итак, деньги можно добыть и ис-
пользовать по-разному: заработать
и поделиться с другим — или взять
у других (а может быть, и самому за-
работать), но использовать только для
себя, ради своего удовольствия. Каж-
дый из нас делает свой выбор сам, и от
него зависит, каким будет образ денег:
добрым или злым.
В завершение процитирую Бернар-
да Шоу: «Мы не умеем пользоваться
счастьем, если не насаждаем его, как
не умеем пользоваться богатством, не
заработав его».
фильмыоживляют умыи сердца, а такие
деньги приобретают характер тихого
и трепетного милосердия.
В другом фильме этого периода —
«Старики-разбойники»—героиняОль-
ги Аросевой, инкассатор, отдает сумку
с деньгами милиционеру, которому
грозит увольнение на пенсию. Он дол-
жен «раскрыть» преступление и вер-
нуть деньги государству. По сути, она
совершает должностное преступление,
но безграничное доверие к другу не за-
ставляет ее сомневаться, что деньги бу-
дут возвращены. В свою очередь герой
Юрия Никулина, у которого украли эти
деньги, продает все свое имущество,
чтобы возместить ущерб. Здесь день-
ги выступают как выражение доверия
и стремления это доверие оправдать...
В начале 1980-х появляются уже
серьезные элементы трагичности, свя-
занные с темой денег в кино, как пер-
вые предвестники лихих 1990-х. Очень
сильный по накалу и глубине фильм
«Мираж», один из первых наших бое-
виков, потряс сознание зрителей. Тра-
ДЕКАБРЬ 2013
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
141
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ