ДЕНЬГИ
В КИНО
«ДЕНЬГИ — ЭТО ЗЛО». КАК ЧАСТО МЫ СЛЫШИМ ЭТУ РАСХОЖУЮ
фразу, не задумываясь об абсурдности ее звучания. Деньги сами по себе
не могут быть ни добром ни злом, они лишь выступают индикатором
человеческих поступков, отражают жизненные ценности человека.
Они могут стать мотивом и орудием совершения преступления, средством
тщеславного накопительства, а также актом проявления теплой заботы,
милосердия и доброты. Важно — кто и с какой целью распоряжается ими.
В
отечественном кинематографе
есть фильмы, в которых деньги
определяют сюжетную линию.
Не претендуя на всеобъемлющий ана-
лиз, постараюсь охарактеризовать роль
денег, обозначенную в фильмах разных
лет. В каждом из этих фильмов просту-
пают черты времени: мы видим, какие
ценности поощрялись и какие отверга-
лись в нашем обществе.
В фильмах 1960-х годов отражена
идея — деньги как итог труда и возмож-
ность поделиться с ближним зарабо-
танными средствами. Мы видим, какая
метаморфоза происходит с главным ге-
роем фильма «Карьера Димы Горина».
В начале фильма успешный служащий
честно работает в сберкассе, мечтает
о повышении в должности и практиче-
ски получает его... Но деньги, ошибочно
отданные на зарплату бригады строите-
лейЛЭП, заставляют его поехать на север
страны. Итак, первая роль денег в этой
истории — отправить героя туда, где он
обретет смысл жизни. Второй раз день-
ги появляются в фильме, когда все чле-
ны бригады собирают деньги на пеленки
для сына, родившегося в семье одного из
рабочих. Дима не вносит свою лепту, он
спрашивает: «А что, я тоже должен?» Его
не стыдят, не увещевают, но робко про-
тянутых денег не берут. Именно в тот мо-
мент происходит переворот в сознании
Димы, который в финале фильма пред-
стает перед нами как человек, способный
позаботиться о других.
Вфильме «Берегисьавтомобиля»день-
ги выступают как средство накопления
капитала ради собственного потребления
(со стороны дельцов и взяточников) и как
возможность сделать добро нуждающим-
ся, но за счет воров (со стороны героя
фильма). Юрий Деточкин «виноват и не
виноват», как сказал следователь Подбе-
резовиков: виноват, потому что совершал
кражи, не виноват, потому что себе денег
не брал. За преступление Деточкина на-
казывают, но его поступок заставляет лю-
дей задуматься о многом. Таким образом,
главная идея фильмов этого периода —
научиться отдавать, но отдавать свое, за-
работанное, а не чужое, даже если оно до-
быто по принципу Робин Гуда.
В фильмах 1970-х годов деньги как
итог труда уходят на второй план, но
продолжает реализовываться тема — по-
мочь нуждающемуся даже с риском для
себя. В прекрасном фильме, снятом по
рассказу Валентина Распутина «Уроки
французского», учительница старается
помочь своему голодающему ученику, но
поскольку он не соглашается принимать
от нее продукты, придумывает хитрость:
играет смальчиком, специальнопроигры-
вая ему, чтобы ребенок мог взять монеты
себе и купить на них продукты. За это она
была уволена из школы, но у кого воз-
никнет мысль осудить ее действия? Такие
Ирина ФЕДОРКОВА
Хранитель «Музея денег»,
доцент кафедры общей
психологии и истории
психологии МосГУ
www.muzeydeneg.ru
140
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ДЕКАБРЬ 2013
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ