Стр. 32 - BDM_2013-12

Упрощенная HTML-версия

получивших убыток, это очень много, да и сам убыток —
более триллиона рублей. Это без субъектов малого пред-
принимательства, а там ситуация не менее драматична.
БДМ:
Но власть же постоянно декларирует идею под-
держки малого бизнеса. И что получается в реальности?
В реальности получается по-разному. И надо справед-
ливости ради отметить, что правительство прилагает
определенные усилия во благо малому бизнесу. И есть
позитивные подвижки, в том числе по размыванию ад-
министративных барьеров. С будущего года вновь соз-
данным малым предприятиям и индивидуальным пред-
принимателям установлены налоговые каникулы. Или вот
сейчас обсуждается выделение 100 миллиардов рублей на
поддержку малого предпринимательства, за счет средств
Фонда национального благосостояния, на возвратной ос-
нове. Пока решение не принято, но такова инициатива
Минэкономразвития. Будем надеяться, что эту идею под-
держат.
БДМ:
Вот так и получается, что какие-то обнадеживающие
меры — из будущего времени, а реальные трудности —
из настоящего. И поэтому у каждого возникает класси-
ческий русский вопрос: что делать?
Так ничего нового я не скажу. Надо менять модель эконо-
мики, выводя ее из сырьевой зависимости. Неужели мы
нигде, кроме добычи углеводородов, не можем преуспеть?
Неправда это. Есть у нас достижения и в других отраслях,
в том числе и в новых технологиях. Другое дело, что неред-
ко они носят характер «прорыва», не включены в систему.
А здесь требуется именно системный подход, потому что
диверсификация экономики — задача, рассчитанная не
на один день или даже год. Когда, например, мы говорим
о создании 25 миллионов рабочих мест, сразу же возникает
вопрос: а кто на эти места придет? Откуда мы возьмем ква-
лифицированных инженеров, конструкторов, технологов,
рабочих, чья подготовка отвечала бы современным требо-
ваниям? То есть к задаче экономической присоединяется
еще и образовательная. И так по всем направлениям, поче-
му я и говорю о необходимости системного подхода. О том,
что нужно рассчитывать не только сиюминутные потреб-
ности, но и то, что понадобится стране через 5–10 лет. Если
такой перспективный взгляд будет, появятся и инвесторы,
готовые вложить средства здесь, в России, а не выводить
их за ее границы.
БДМ:
Но это еще и вопрос доверия, разве нет? Трудно
ждать от бизнеса последовательных действий, если го-
сударство все время меняет правила игры и «сюрпризы»
следуют один за другим.
Я понимаю, о чем вы говорите, и РСПП уже высказал
свою точку зрения и по изъятию накопительных пенсион-
ных взносов, и по возбуждению уголовных дел без пред-
ставления налоговиков. В обоих случаях не продуманы
последствия, самое главное из которых — подрыв доверия
к государству, к власти. А доверие — материя тонкая, на-
рушить его может даже какая-то сиюминутная мера, зато
на восстановление порой требуются годы. Посмотрите,
чем обернулось повышение социальных взносов для ин-
дивидуальных предпринимателей? Только за полгода их
число сократилось на 474 с лишним тысячи. Не такой рез-
кий, но тоже заметный отлив произошел и в сфере малого
и среднего бизнеса. А ведь нельзя забывать, что в сегменте
МСП сегодня занят каждый четвертый работоспособный
россиянин. И хотя 25%-ная доля в общем обороте това-
ров и услуг по сравнению с 75–80% в развитых странах,
кажется, невелика, но это все-таки четверть оборота! Не-
случайно же во всем мире малый, в том числе семейный
бизнес, считается основой стабильности и благополучия
общества.
БДМ:
Когда речь идет о сворачивании частного бизнеса,
грешным делом закрадывается некое опасение: а мо-
жет, это вообще политика такая: ставка на огосударст-
вление экономики? Ну, примерно так, как произошло
с нэпом?
Не думаю, чтобы дело обстояло так драматично, но го-
сударства у нас в экономике действительно многовато.
Разумеется, есть стратегические отрасли, контроль над
которыми должен остаться за государством, есть и мега-
проекты, которые без государственных вложений просто
неосуществимы. Однако со всем остальным вполне может
справиться частный бизнес — и этому есть множество
примеров. Но ему нужно помогать, особенно на первых
порах, поддерживать его по всем направлениям. Речь не
идет о каких-то «тепличных» условиях — должны быть
понятные, стабильные «правила игры», внятные перспек-
тивы, разумная налоговая политика.
Есть и еще один важнейший момент: государственные
предприятия обязаны сами быть примером отличного
управления и эффективной деятельности. Своего рода
«маячками», на которые будет равняться частный бизнес.
Пока же здесь еще много проблем.
БДМ:
Ну да, если вспомнить 2008 год, когда именно на
спасение госбанков выделяли огромные бюджетные
средства, а потом выяснилось, что далеко не все эти
деньги использовали по назначению… Однако, Алек-
сандр Васильевич, не хотелось бы заканчивать нашу бе-
седу на грустной ноте. Чего вы ждете от будущего года?
Прежде всего— здравомыслия и последовательности. Что-
бы за словами сразу следовали конкретные дела. И чтобы
власть и бизнес слушали и слышали друг друга. Это — ос-
нова взаимного понимания, а следовательно, и плодотвор-
ной работы. А она у нас — общая.
Беседовала
Людмила КОВАЛЕНКО
32
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ДЕКАБРЬ 2013
ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ:
АНКЕТА БДМ