3
Распространение защитной функции системы стра-
хования вкладов на другие финансовые продукты
и участников финансового рынка можно назвать позитив-
ной тенденцией. Совсем недавно Совет Федерации одобрил
закон, согласно которому с 1 января 2014 года государством
будут застрахованы средства на вкладах и остатки на счетах
индивидуальных предпринимателей. Для малого бизнеса
новая законодательная норма означает прежде всего гаран-
тию стабильности своего предприятия, свободу в выборе
банка-партнёра, минимизацию финансовых рисков.
Повышение порога страхового возмещения — доста-
точно дискуссионный вопрос, а череда отзывов банковских
лицензий и предстоящие планы по созданию на основе
АСВ мегаликвидатора страховых компаний и пенсионных
фондов только отложили принятие его решения. Уверен
в том, что недостаточно повысить данный показатель,
важно воспитывать в клиентах личную ответственность за
выбор кредитной организации, которой он доверяет свои
сбережения.
4
Инициативу распространения накопленного АСВ
опыта на других участников финансового рынка —
негосударственные пенсионные фонды и страховые ком-
пании — расцениваю позитивно: создание так называе-
мого мегаликвидатора должно благотворно сказаться на
состоянии финансового рынка и способствовать повы-
шению доверия к российским финансовым институтам.
Однако к небанковским институтам необходим инди-
видуальный подход — начиная от анализа их устойчи-
вости, надёжности и платёжеспособности и заканчивая
процедурами и механизмами их оздоровления или лик-
видации.
Будущие участники системы страхования вкладов
получат свои преимущества. К примеру, пенсионным
фондам участие государства в процедурах оздоровления
позволит инвестировать пенсионные накопления в долго-
срочные проекты, а в случае ликвидации фонда — снизить
его затраты на эту процедуру и упростить расчёты с кре-
диторами.
ОСТАЛОСЬ НАЙТИ
МЕГАСОЗДАТЕЛЯ…
1
«Большое видится на расстоянии…»
Создание системы страхования вкладов
оказалось, к сожалению, одним из очень немно-
гих реальных шагов государства по укрепле-
нию доверия населения к банковской системе
России в целом и по отдельности. И поэтому,
чем дальше мы будем от даты её создания,
тем больше будет проступать реальное значе-
ние этой инициативы… Многим потребите-
лям сейчас уже трудно представить, что были
времена, когда государство не гарантировало
вклады… Сейчас вопрос в другом — как бы-
стро сами банкиры поймут, что эта гарантия
не индульгенция для них, а страховка, цена
которой зависит от рискованности их бизнес-
модели.
2
Если система называется системой стра-
хования, то и принципы участия в ней
должны быть как в страховании: выше риск —
выше цена страховки… Вопрос не в том, надо
или нет дифференцировать платежи. Вопрос
в том, что цена привлечения — всего лишь
отражение, а не сущность рискованности биз-
нес-модели и гарантированности возврата от
«длинных» активов, если они фондируются
«короткими» пассивами. Административное
ограничение ставок привлечения не только
сужает возможности конкуренции, но и вку-
пе с безоговорочным запретом безотзывности
вкладов не позволяет привлекать эти самые
средства надолго и заставляет экономику ори-
ентироваться только на быстро окупающиеся
проекты.
3
Жизнь не стоит на месте, и сумма, до-
статочная в 2004 году (400 тысяч руб-
лей), оказалась мала в 2008-м. Так и сумма
в 700 тысяч не может быть вечной… Если мы
хотим, чтобы средства физических лиц рабо-
тали в экономике, а не только финансировали
оборотный капитал, гарантии надо повышать,
но дифференцированно (например, в связке со
сроками, ставками и «отзывностью»).
4
Есть мегарегулятор. Есть кандидат на
роль мегаликвидатора. Осталось только
найти мегасоздателя, который сможет заста-
вить экономику выйти из спячки…
Эльман
МЕХТИЕВ
Член
правления
ДжиИ
Мани Банка
20
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2014
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ:
ЮБИЛЕЙ