Те же бандиты, та же чиновничья ма-
фия, те же иностранцы, которые лезут
нас учить, как надо жить, тот же непро-
стой выбор жизненной дороги. Деко-
рации другие. Вместо власти олигар-
хов — власть партийной элиты, вместо
ФСБ — КГБ, нет иномарок и «Сникер-
сов», но есть «Волга» и «Жигулёвское»
пиво. Однако для молодого человека
Дениса Алёшина это не так важно. Ему
важна любовь ипопытка понять, кто он.
Романы «Золотая лоция» и «Тайны
звенящих холмов» объединены между
собой временем—630–633 годынашей
эры — и главными героями. Эти про-
изведения описывают момент, когда
на территории современной Москов-
ской области в результате смешения
разных народов, начинает формиро-
ваться общность, которую в IX веке
в византийских документах назовут
Русью. В романе, в походе в Европу
за сокровищами, участвует дружи-
на, состоящая из разных племён. Они
по-разному думают, по-разному гово-
рят, у них разные имена и жизненный
уклад, но они уже вместе.
Роман «Рекруты Натоотвааля» —
классический фантастический роман
в духе Айзека Азимова, Клиффорда
Саймака и братьев Стругацких. Если
исключить футуристические техниче-
ские детали и перипетии приключений
нескольких астронавтов-землян, волей
случая попавших в качестве солдат на
войну между двумя империями, то ро-
ман повествует о человеческой смело-
сти, находчивости и надежде.
БДМ:
Ваши произведения затраги-
вают тему истории, новейшей или
давней, — а чему, как вам кажется,
история способна научить современ-
ного человека?
История для современного чело-
века — это учебник, где собраны ва-
рианты будущего. Всё, что мы имеем
в современности, если отбросить тех-
нологические детали и разницу в ак-
сессуарах, уже было, и даже не один
раз. Древний Рим и его взаимоотно-
шения с миром, как зеркало, повторя-
ют Соединённые Штаты Америки, а до
этого повторяли Российская империя
и Англия. Смена векторов культурно-
го развития от гуманизма к антигума-
низму полностью кооптирует процесс
погружения Европы в тёмные века
средневековья после разрушения ан-
тичной культурной традиции в III–V
веках нашей эры. То же самое проис-
ходит с политическими и экономиче-
скими коллизиями. Изобретение кни-
гопечатания в XV веке дало такой же
революционный толчок к изменению
социальных отношений, как появление
Интернета в широком пользовании
в конце XX столетия.
БДМ:
Что вам необходимо для вдохно-
вения?
Наверное, для всякого человека
вдохновение — это то, что отличается
от обычного состояния. Радость или
грусть, любовь или нелюбовь к чему-
то, зависть или благодарность. Эмо-
ции — это главная часть вдохновения.
Вторая часть — предчувствие, пред-
чувствие того, что ты можешь сде-
лать, способность увидеть то, чего нет,
и захотеть это воплотить. Что нужно,
чтобы возникли эмоции? Нужно быть
живым человеком, не бояться эмоций,
уметь их контролировать. Но опять
можно подчеркнуть, что для прозы
вдохновение играет ключевую роль
при задумке произведения, однако
в процессе работы над крупным про-
заическим произведением нужны уже
не эмоции и вдохновение, а упорная
работа.
БДМ:
Вы конструируете своих персо-
нажей или они, как говорится, сами
приходят?
Персонажи — это инструменты,
с помощью которых автор раскрывает
суть описываемых событий и замысел
произведения. Простой пример: если
вы пишете роман о героизме медиков,
вам не удастся обойтись без образа
врача и образа пациента, если о стро-
ителях — без образа инженера и рабо-
чего. Но может оказаться, что герой,
действуя в вымышленной реальности,
ведёт себя иначе, чем это предполага-
лось при разработке сюжета романа.
Лично я стараюсь дать героям пожить,
если логика толкает их на поступки
в своёммире, отличные от задуманных
мной изначально. В конце концов, это
их мир. После того как они там начали
жить, мне остаётся только записывать.
То есть я конструирую персонажей
только в начале, а потом они живут
самостоятельно в параллельной реаль-
ности романа.
БДМ:
Творческие люди обычно отли-
чаются тем, что иначе воспринимают
даже самую что ни на есть обыден-
ную повседневность, преображая
и переосмысливая эту реальность
в своих произведениях. У вас есть
подобный опыт?
Творчество вообще, в широком
смысле, это создание продукта с но-
выми свойствами, или создание при-
вычного продукта новыми способами,
и непременно с высоким эстетическим
и потребительским качеством. Если
принять такое определение творчества,
то оно буквально пронизывает жизнь
любого человека. Другой вопрос, что
творчество может быть ориентирова-
но на разное количество потребителей.
Творчество Микеланджело ориенти-
ровано на всех людей вне временного
контекста, а творчество дяди Вани,
который закрыл пятно на стене фото-
графией пуделя, ориентировано толь-
ко на него самого. Получается, что чем
лучше творческий человек отдаёт себе
отчёт в том, где он находится и для чего
нужно его творчество, тем большего
успеха он добивается. Ведь потребите-
лем творчества является человек, об-
щество. И чем лучше художник в него
встроен, чем он более адекватен, тем он
более востребован. Значит, творческий
человек всё-таки видит мир так же, как
и другие люди.
БДМ:
Если в процессе работы над кни-
гой какая-то сюжетная линия заводит
вас в тупик — как вы из него выходи-
те? Что вам в этом помогает?
Сюжетная линия не может за-
вести меня в тупик. Я ведь сам её
разрабатываю. В процессе создания
произведения могут возникнуть слож-
ности между объёмом произведения,
АПРЕЛЬ 2014
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
99
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ