понимание развития, не сводя его
только к экономическому росту. Во-
вторых, инфраструктурный каркас
проекта выходит далеко за рамки
транспортных функций, инициируя
систему мультипликативных инте-
грированных инфраструктур (муль-
тиинфраструктур). Наконец, третий
важнейший момент: обязательное
условие реализации — равноправие
и взаимная выгода всех участников.
Разумеется, никто из разработчи-
ков и в мыслях не держал, что пер-
вым шагом в реализации проекта
может стать Крым. Так распоряди-
лась жизнь. Но от нас зависит — как
использовать шанс, который она нам
предлагает.
Реакцию мирового сообщества
на присоединение Крыма сегодня
можно охарактеризовать одним сло-
вом — растерянность. Полностью
парализован Европейский союз,
потому что никак не удаётся сфор-
мировать консолидированную кон-
фронтационную позицию. В США
всё более чёткой и сильной стано-
вится коалиция противников одно-
стороннего взгляда на Россию как
на геополитического противника. С
большой тревогой и вниманием на-
блюдают за развитием событий наши
соседи в Азии.
В России после всеобщего ис-
креннего праздника пришли непро-
стые раздумья о том, как грамотно
распорядиться нежданно свалив-
шимся на нас подарком. Разброс
мнений исключительно широк: от
восприятия Крыма как обузы для
экономики, и без того находящей-
ся в трудной ситуации, до — шап-
козакидательства. Мы, мол, не бо-
имся конфронтации с Америкой
и способны сделать Крым своеоб-
разной витриной русского демо-
кратизма, вложив в его развитие
необходимые ресурсы и обеспечив
такой уровень жизни, что не только
украинцам, но и европейцам станет
завидно.
Нетрудно заметить, что тупики,
в которые упираются сегодня все
глобальные игроки, пытаясь раз-
рулить крымскую ситуацию, проис-
текают из одной причины — никто
не видит никаких других решений,
кроме конфронтационных. Прико-
вав к себе всеобщее внимание, Крым
словно специально показывает: нуж-
но уходить от конфронтационной
парадигмы.
В этих условиях у нашей страны
появляется возможность для реаль-
ного шага — созвать Международ-
ную конференцию по долгосрочному
развитию Украины и Черноморского
региона. На рассмотрение ведущих
политиков России, США, ЕС, Китая,
Японии, Юго-Восточной Азии, СНГ
и других заинтересованных регионов
мира, дипломатов, представителей
промышленных и банковских кругов,
ведущих учёных и экспертов можно
было бы представить программу
развития Крыма — как модельного
полигона для совместной отработ-
ки новейших решений по созданию
центров экономического роста на
основе мультиинфраструктур. Такое
предложение будет принципиально
противостоять конфронтационному
сценарию и лежать в логике выявле-
ния общих интересов и совместного
развития на партнёрской основе.
Если конкретизировать задачи,
то речь прежде всего идёт о соз-
дании мультиинфраструктурного
перехода через Керченский пролив,
включающего следующие основные
компоненты:
·
автомобильный мостовой пере-
ход;
·
железнодорожный мостовой пе-
реход;
·
связь между электроэнергетиче-
скими системами;
·
водоводы питьевой, оросительной
и технической воды;
·
нефтепровод двустороннего дей-
ствия;
·
газопровод двустороннего дей-
ствия;
·
систему оптоволоконной широко-
полосной связи.
На этой базе, на наш взгляд, мо-
жет быть реализована целая груп-
па масштабных инфраструктурных
и инновационных промышленных
проектов.
Крымский экспериментальный
гелио- и ветроэнергетический ин-
жиниринговый парк
как база для
создания нового поколения экологи-
чески безопасных систем использо-
вания возобновляемых источников
энергии. Гелиоэнергетический по-
тенциал на полуострове составляет
порядка 2 миллиардов кВт
ч по элек-
трической и 26 миллиардов кВт
ч по
тепловой энергии в год. Ветроэнер-
гетический парк с общей установ-
ленной мощностью ВЭС 21–37 ГВт
может быть сформирован на основе
использования ветрового потенциа-
ла побережья Сиваша.
Сверхскоростная пассажирская
железнодорожная магистраль «Рос-
сийское Чёрное море»
по маршруту
«Евпатория—Севастополь—Ялта—
Феодосия — Керчь — Тамань —
Анапа — Новороссийск — Гелен-
джик — Туапсе — Сочи — Адлер».
Магистраль должна проходить как
параллельная инфраструктура по
отношению к существующим путям
Крымской и Северокавказской же-
лезных дорог и реализовывать опыт
и возможности, накопленные ОАО
«РЖД» в рамках подготовки к Олим-
пиаде в Сочи и эксплуатации ско-
ростного подвижного состава.
Разброс мнений
исключительно
широк:
от
восприятия
Крыма как
обузы
для российской
экономики
, и без того
находящейся
в трудной ситуации,
до —
шапкозакидательства
20
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
АПРЕЛЬ 2014
КРЫМ