«НАС СО ВСЕХ СТОРОН
ОКРУЖАЮТ НЕОМИФЫ»
ДМИТРИЙ ГРОМОВ
И
ОЛЕГ ЛАДЫЖЕНСКИЙ
, ПИШУЩИЕ ПОД
псевдонимом Генри Лайон Олди, — легендарные мастера отечественной
фантастики, лауреаты всех престижных премий, в том числе и
«Еврокона». Сегодня у нас в гостях они рассказывают о новой книжной
серии и делятся мыслями о современной литературе и новых мифах.
БДМ:
Как вам кажется, чем современ-
ный писатель отличается от литера-
торов прошлых веков?
На наш взгляд, современные писатели
от писателей прошлого отличаются
разве что лучшей технической осна-
щённостью. Электрическое освещение
вместо свечи или керосиновой лампы,
компьютер вместо гусиного пера, Ин-
тернет для связи с издателем вместо
пересылки рукописей по почте или
личного обивания издательских по-
рогов и т.д. В остальном ничто прин-
ципиально не изменилось. Как раньше
выходило много одноразового чтива,
о котором сейчас никто и не вспом-
нит, — так и сейчас выходит. Как рань-
ше писали достойные книги и немно-
гочисленныешедевры, которые помнят
до сих пор, — так и сейчас пишут.
Да и темы остались вечные: лю-
бовь, ненависть, долг, предательство…
БДМ:
Чью сторону вы примете в спо-
ре между сторонниками сюжета,
по мнению которых литературные
изыски лишь мешают восприятию
захватывающей книги, и теми, кто
считает, что неиспользованных сю-
жетов уже нет и отличиться можно
только изысканностью стиля?
Любители сюжета, как правило, под
сюжетом подразумевают увлекатель-
ность, динамичность рассказанной
истории. А это не так. Сюжет — кон-
струкция, на которой держится зда-
ние книги. Сюжет — форма развития
конфликта. Он не может быть увлека-
тельным или скучным, новым или ста-
рым. Он может быть устойчивым или
шатким, сложным или примитивным.
У сюжета есть свои закономерности,
своя структура. Его базовые части: экс-
позиция (введение в ситуацию, показ
расстановки сил конфликта), завязка
(зерно основного конфликта), разви-
тие действия (внутреннего и внеш-
него, то есть развитие конфликта
в первую очередь), кульминация (мак-
симальное напряжение сил конфлик-
та) и развязка.
Другое дело, что воплотить один
и тот же сюжет можно по-разному.
То, что называют «литературными
изысками», — на самом деле форма
подачи сюжета и конфликта книги.
Ибо содержания без формы не бы-
вает. Ведь в художественной литера-
туре важно не только что написано.
То, как написано, важно не меньше.
Это же не технический отчёт, в конце
концов! Форма может быть простой
до примитивности, а может быть, на-
оборот, излишне усложнённой, мешая
воспринимать содержание. Обе край-
ности, на наш взгляд, не слишком
хороши. Мы — за золотую середину.
За соответствие формы содержанию.
110
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
МАЙ 2014
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ