Стр. 111 - BDM_2014-05

Упрощенная HTML-версия

БДМ:
Меняются ли с течением време-
ни ваши сюжеты и темы? Вы делите
своё творчество на какие-то перио-
ды, этапы?
Мы не любим повторяться, ехать по
проторённой колее. Нам неинтерес-
ны бесконечные приключения од-
них и тех же героев в одном и том же
окружении. Разумеется, темы, сюже-
ты, конфликты, идеи наших книг ме-
няются. Что же до периодов творче-
ства — да, безусловно, они у нас есть.
Но пусть их лучше охарактеризуют
критики и литературоведы — не ста-
нем отбирать у них хлеб.
Хотя да, вспоминается деление
написанного нами ранее на «четы-
ре пятилетки». 1990–1995: «Бездна
Голодных глаз», «Путь Меча», «Ге-
рой должен быть один». 1996–2000:
«Пасынки восьмой заповеди», «Мес-
сия очищает диск», «Чёрный Бала-
мут», «Одиссей, сын Лаэрта» и т.д.
2001–2005: «Богадельня», «Шутиха»,
«Песни Петера Сьлядека», «Шмагия»,
«Тирмен» и т.д. 2006–2010: «Ойку-
мена», «Гарпия», «Алюмен», «Городу
и миру» и т.д. Пятая пятилетка на-
чалась с 2011-го и ещё длится: «Внук
Персея», «Циклоп», «Дикари Ойкуме-
ны», «Шерлок Холмс против марси-
ан». Обсуждая это деление, читатели
каждому периоду находили отдель-
ную характеристику. А мы надеемся,
что пятилеток у нас будет много.
БДМ:
Бывает ли у вас ощущение
«дежа вю» и когда оно чаще возни-
кает — при сравнении литературы
с жизнью или наоборот?
Бывает. Скорее, при сравнении жизни
с литературой, чем наоборот.
БДМ:
В своём творчестве вы часто
обыгрываете архетипические симво-
лы и трансформируете мифы — чем
вызвано такое предпочтение? Есть
ли среди персонажей легенд и пре-
даний те, кто вам особо симпатичен?
Думаем, ни для кого не секрет, что все
мы живём в мифологизированном до
предела обществе. Нас со всех сторон
окружают неомифы. Но клин, как
известно, вышибают клином. Когда
Одиссея по приказу Олимпийского
политбюро против его воли отправ-
ляют на совершенно не нужную ему,
чужую войну — разве не проступают
тут сквозь мифологические очертания
Древней Греции реалии дня сегодняш-
него? Мифология (в частности, древ-
негреческая) — это корни, фундамент
всей европейской культуры. Удиви-
тельно ли, что мы, писатели, обраща-
емся к этим корням?
Что же до любимых мифологиче-
ских героев — то это, конечно же, гре-
ки: Одиссей, Амфитрион (земной отец
знаменитого Геракла), а также Персей.
Четвёртым плечом к плечу с ними
стоит Карна из индийской «Махабха-
раты».
БДМ:
Какая историческая культура
сейчас вам ближе всего?
Затруднимся ответить. Обычно в каж-
дый конкретный момент нам ближе
та культура, на материале которой
мы пишем очередную книгу. А сейчас
мы в поиске: очередную книгу закон-
чили, а с новой ещё не определились.
Вот определимся — тогда и сможем
ответить.
БДМ:
Известная писательница Айн
Рэнд как-то сказала, что нельзя
воспринимать с юмором зло, если
знаешь, что это подлинное зло. Вы
с этим согласны?
«Подлинное зло». Звучит чересчур
пафосно. А значит, смешно. Тем бо-
лее что подлинное зло, как правило,
считает себя абсолютным добром.
И имеет массу сторонников, которые
разделяют его мнение.
Смех — оружие. Вернее, разные
виды оружия: сатира, ирония, сар-
казм… Высмеивать зло, восприни-
мать его с сарказмом — значит, сра-
жаться со злом. Ведь зло ничего так не
боится, как оказаться смешным.
БДМ:
А можно ли сказать, что всякое
явление, в том числе и историче-
ское, неоднозначно, в нём непремен-
но есть как хорошие, так и плохие
стороны?
Разумеется. А ещё очень многое зависит
от точки зрения. В театре актёров так
и учат: «Играешь подлеца — ищи, в чём
он хороший. Играешь ангела — ищи,
в чём он плох». Иначе вместоживых лю-
дей получатся картонные фигурки.
Высмеивать зло
, воспринимать
его с сарказмом — значит,
сражаться
со злом
. Ведь зло ничего так
не боится
,
как оказаться
смешным
. Смех — оружие
МАЙ 2014
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
111
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ