Стр. 112 - BDM_2014-05

Упрощенная HTML-версия

БДМ:
Что является для вас определя-
ющим фактором при формировании
очередной вселенной: достоверная
проработка деталей, «ловушки»,
обеспечивающие героям множество
приключений, непохожесть на миры,
описанные другими авторами, или
нечто иное?
Для нас главное, чтобы разворачива-
ющийся в книге конфликт и постро-
енный на его основе сюжет органично
вписались в данную вселенную. Чтобы
именно в ней конфликт выглядел наи-
более выпукло и остро. А интересные
детали, проработка мира, приключе-
ния и всяческие перипетии приложат-
ся, никуда не денутся!
БДМ:
Вы участвуете в подготовке
новой книжной серии «Партенит»,
формируемой, в частности, на осно-
ве вашего литературного семинара.
По какому принципу отбираются
произведения и какие именно раз-
новидности литературы, в том числе
фантастической, будут в ней пред-
ставлены?
Главный принцип отбора: литератур-
ное качество произведения. Увлека-
тельный сюжет, яркие персонажи,
острая проблематика. Умение строить
композицию книги, удерживать ин-
тригу. Хороший литературный язык.
Оригинальная авторская стилистика.
Книга должна стоять на треножнике:
эмоциональный, интеллектуальный,
эстетический уровни восприятия.
Естественно, в меру таланта и воз-
можностей писателя.
Нас очень радует, что семинари-
сты начинают доработку своих тек-
стов прямо в Партените, на семинаре,
не дожидаясь отъезда домой. Позже,
спустя месяц или полгода, они высы-
лают конечный вариант текста нам.
Как правило, мы видим, что измене-
ния пошли книге на пользу. Также
радует, что многие авторы находят
свои, оригинальные пути улучшения
текста. Это значит, что они овладели
методикой работы с текстом. Именно
для этого, для наработки литературно-
го инструментария, семинар в первую
очередь и предназначен.
После рекомендованной дора-
ботки прошедшую семинар книгу
заново читают и предлагают (или не
предлагают) в печать ведущие семи-
нара: мы и Андрей Валентинов. За-
тем книгу должны одобрить издатели:
Юрий Иванов («Шико»), Глеб Гусаков
(«Снежный Ком М»), Александр По-
болелов («Максим»). Все вместе мы
составляем редакционный совет. Если
книгу одобряют и ведущие семинара,
и издатели — книга ставится в план
серии.
В серии представлен самый широ-
кий спектр направлений: социальная
проза, космическая опера, хоррор,
фэнтези, научная фантастика, маги-
ческий реализм, литературная сказка,
антиутопия, политический боевик,
мистика, киберпанк… Как говаривал
классик, любые жанры хороши, кроме
скучного.
БДМ:
Как вы оцениваете значение фе-
стивалей фантастики вообще, пре-
жде всего одного из значительней-
ших среди них — международного
фестиваля фантастики «Созвездие
Аю-Даг»?
Мы не станем преувеличивать значе-
ние фестивалей (конвентов, конфе-
ренций) фантастики. Это значение,
на наш взгляд, достаточно локально.
Тем не менее определённую пользу
такие фестивали приносят. В первую
очередь, это встречи друзей, коллег
и единомышленников. Мастер-клас-
сы и семинары для молодых авторов.
Доклады, диспуты. Обмен новостями
и идеями в самых разных творческих
и деловых областях. Премии, награж-
дения... Но главное всё-таки — обще-
ние с коллегами. В самых разных
формах: и на диспутах с семинарами,
и «в кулуарах». Для участников такие
фестивали зачастую дают немало. На-
чинающие авторы получают подроб-
ные разборы своих текстов от масте-
ров и дельные литературные советы.
Кто-то находит себе издателя. Изда-
тель — художника, рецензента, пер-
спективного автора. Опять же, обмен
информацией, возможность оценить
новейшие литературные и маркетин-
говые тенденции. Просто дружеское
общение, наконец...
Но выход вовне таких мероприя-
тий, увы, минимален. Сюда приезжа-
ют либо профессионалы (писатели,
издатели, критики, художники, пере-
водчики), либо заядлые любители
фантастики — фэны. А они и так лю-
бят фантастику, они в курсе новинок,
тенденций. То есть не происходит рас-
ширения аудитории, выхода на широ-
кие массы читателей, на критиков, не
специализирующихся на фантастике,
на СМИ для популяризации хороших
фантастических книг...
На том же «Созвездии Аю-Даг»
такие попытки предпринимаются,
особенно в последние годы: при-
глашают телевидение, устраивают
выездные встречи писателей с чита-
телями в крупных книжных магази-
нах. Это работа на более широкую
112
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
МАЙ 2014
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ