П
оследний по времени призыв
«активнее развивать государ-
ственно-частное партнёрство»
прозвучал с трибуны XXV съезда АРБ
из уст Председателя Совета Федерации
Валентины МАТВИЕНКО
. Месяцем
ранее, в марте, прошла даже специали-
зированная Неделя ГЧП в России, в те-
чение которой чиновники и предста-
вители бизнес-организаций пеклись
о судьбах этого инструмента.
Теоретически механизм перспек-
тивный, подтвердивший свою эф-
фективность во многих странах мира.
А в Латинской Америке, согласно ис-
следованиям Всемирного банка, ре-
ализация ГЧП-проектов за период
с 1986 по 2000 год способствовала
росту ВВП на четверть. Так, в Брази-
лии, после того как властям всё-таки
удалось отбить аппетит у чиновных
коррупционеров и монополистов,
сметы строительных объектов поде-
шевели на 30%.
Суть механизма проста. Государ-
ство, выступающее в роли заказчика,
и частный инвестор договариваются
о строительстве какого-либо объекта,
в основном—за счёт средств частника.
Взнос государства—налоговые посла-
бления партнёру, иногда — гарантии
по привлекаемым для финансирова-
ния строительства кредитам. После
окончания проекта государство, не
затратив, по сути, ни копейки, полу-
чает готовый объект. А частный инве-
стор, если сотрудничество проходило
в форме концессионного соглашения
(в России именно эта модель является
превалирующей), — право эксплуата-
ции этого объекта в свою пользу на
длительный срок, что-то вроде арен-
ды. Самой перспективной сферой для
такого сотрудничества государства
и частного капитала во всём мире счи-
таются объекты инфраструктуры.
Что у нас в стране по факту? За по-
следние 10 лет, с тех пор как лозунг
«все в ГЧП» был официально провоз-
глашён, было начато несколько десят-
ков ГЧП-проектов общей стоимостью
1,044 триллиона рублей, из которых
913,4 миллиарда—привлечённые инве-
стиции. В штуках это всего 131 проект,
из которых 79 осуществляются на осно-
ве концессионных соглашений (из них
только восемь — проекты федерально-
го уровня). Для такой огромной страны
негусто. По степени готовности объ-
ектов речь идёт в основном о стадиях
конкурсов и заключении соглашений,
завершённых проектов — единицы.
Законодательно механизм ГЧП
обеспечен лишь частично. С 2005 года
действует закон «О концессионных
соглашениях», который, по мнению
юристов, нуждается в существенных
поправках. В 65 регионах приняты
местные законы о ГЧП. Федеральный
закон о ГЧП не могут принять уже
10 лет. Прошлой осенью ожидалось,
что закон вступит в силу уже с 1 ян-
варя 2014 года, сейчас законодатели
клянутся, что успеют рассмотреть его
в ходе текущей весенней сессии.
Впрочем, некоторые специалисты
в принципе ставят под сомнение целе-
сообразность принятия такого доку-
мента. (В Великобритании, например,
где практика ГЧП активно использует-
ся, специального закона нет.) «
Государ-
ственно-частное партнёрство у нас
В РЕЖИМЕ
«РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
ИЗ МНОЖЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЛЕГЕНД ВТОРОЙ ПО ПОПУЛЯРНОСТИ
(первое место прочно удерживает фетиш малого бизнеса) является притча
о ГЧП — государственно-частном партнёрстве. Мол, если поставить такую
практику на поток, экономика расцветёт и заколосится.
«Режим «
ручного управления
» —
любимый вид ГЧП, который
нигде
,
правда,
не прописан
, но который
де-факто существует», —
считает
Павел ГАГАРИН
из «Градиент Альфа»
МАЙ 2014
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
71
АНАЛИЗ:
МАКРОЭКОНОМИКА