и так работает. У нас, как правило,
закон — это одно, правоприменитель-
ная практика — немножко другое,
а конкретная деятельность — совсем
третье. И эти вещи слабо между со-
бой связаны, если говорить о ГЧП, по
крайней мере. Если значимый инвестор
приходит в регион и у него есть прямая
связь с губернатором, тот применяет
административный ресурс и, взяв ряд
вопросов в «ручное управление», по-
могает решать некоторые проблемы:
с коммуникациями, например, или
с отсутствием налоговых проверок
в течение какого-то времени, или ещё
с чем-то. Вот в таком режиме ГЧП
в России работает. Режим «ручно-
го управления» — любимый вид ГЧП,
который нигде, правда, не прописан,
но который де-факто существует.
Есть законы, нет законов — всегда
договоримся. В нашей стране это
главный закон: можно договаривать-
ся. Я говорю вовсе не про взятки
», —
высказывает парадоксальную, но
абсолютно жизненную точку зрения
председатель совета директоров ауди-
торско-консалтинговой группы «Гра-
диент Альфа»
Павел ГАГАРИН
.
Закон, конечно, нужен хотя бы для
защиты местных ГЧП-проектов: из-
вестны случаи, когда некоторые осо-
бо рьяные проверяющие из силовых
ведомств ставили под сомнение леги-
тимность таких проектов именно из-за
отсутствия отмашки на федеральном
уровне. «
Безусловно, и без специально-
го закона проекты ГЧП делаются и на
федеральном, и на региональном уров-
нях. Но пока единственная стабиль-
ная конструкция ГЧП — концессион-
ное соглашение. А оно не охватывает
все возможные сферы и модели ГЧП.
В силу того что сейчас базовые по-
нятия и полномочия органов государ-
ственной власти в сфере ГЧП и модели
ГЧП не определены, в ряде субъектов
Федерации сложилась негативная пра-
воприменительная практика по за-
ключению соглашений о ГЧП по регио-
нальным законам. В отношении таких
конкурсов и контрактов высоки риски
переквалификации в государствен-
ные контракты. Поэтому принятие
закона о ГЧП в первую очередь рассма-
тривается как необходимая основа
для расширения применяемого спектра
форм ГЧП, в первую очередь в регионах
и муниципалитетах
», —подтвержда-
ет руководитель практики ГЧП и ин-
фраструктуры компании VEGAS LEX
Евгения ЗУСМАН
.
Хотя юристы, которым довелось
ознакомиться с текстом внесённого
в Госдуму законопроекта, весьма не-
высокого мнения об этом документе.
«
Законопроект «Об основах ГЧП» по
духу декларативный, однако ряд его
положений ко второму чтению кон-
кретизируются. Документ содержит
основы правового регулирования ГЧП
в России, призван определить базовые
понятия в сфере ГЧП, права и обя-
занности сторон. Закон, безусловно,
основывается на опыте аналогичных
законов зарубежных стран. Россий-
ская особенность, ввиду только фор-
мирующейся практики в этой сфе-
ре, — желание максимально широко
определить формы ГЧП. Вернее, в те-
кущей редакции законопроекта —
отсутствие жёстких форм ГЧП.
Есть набор обязательств сторон, из
которого могут быть сформированы
модели ГЧП под конкретные проек-
ты
», —оценивает
Евгения ЗУСМАН
.
«
Законопроект «Об основах ГЧП» —
декларативный. С юридической точки
зрения содержания в нём очень мало.
Его принятие потребует внесения из-
менений в четыре статьи Налогово-
го кодекса, в одну статью Земельного
кодекса и в два федеральных закона
(о госзаказе и «О защите конкурен-
ции»). А признаком того, что закон
реально имеет глубокий юридический
смысл, обычно является то обстоя-
тельство, что нужно менять массу
других законодательных актов, кото-
рые смежно с ним должны работать:
иначе не получается грамотно встро-
ить новый закон в уже действующее
законодательство. В данном случае
этого практически не требуется. Но,
может, это и хорошо, что закон полу-
чается декларативный: не наломали
дров наши законодатели…
» — согла-
шается с коллегой
Павел ГАГАРИН
.
Более конкретным документом,
регулирующим ГЧП, является закон
«О концессионных соглашениях».
Но и его уже нужно дорабатывать.
В частности, чётче регламентировать
права и обязанности сторон, попы-
таться как-то минимизировать риски
инвестора. А эти риски реально су-
ществуют. «
Частник, конечно, больше
рискует. В одной из областей мы кон-
сультируем проектпо строительству
двух заводов, который реализуется
в соответствии с местным законом
о ГЧП. Там в порядке концессии част-
ный инвестор строит дорогу, потому
что нужны пути подъезда к заводу,
плюс ещё ряд коммуникаций за свой
счёт. Государство, в данном случае
это местная власть, берёт к себе всё
это на баланс и в эксплуатацию. За-
вод, когда начнёт действовать, будет
ей поставлять продукцию на льгот-
ных условиях. Все риски по бизнесу ле-
жат на инвесторе. Вклад государства
72
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
МАЙ 2014
АНАЛИЗ:
МАКРОЭКОНОМИКА