1
К сожалению, такая опасность есть, пока высоки риски, связанные с геополитикой.
А они, судя по всему, не исчерпают себя после 25 мая. Непрекращающиеся отзывы
лицензий у банков также продолжают стимулировать нервозность вкладчиков. Уже не
на всех действует магическая фраза-слоган рядом с сине-зелёным логотипом «Вклады
застрахованы. Система страхования вкладов». Спровоцировать «бегство» может всё, что
угодно (очередная девальвация рубля, инфляция, отзыв лицензии ещё у одного крупного
банка), и куда угодно — в валюту, под подушку, на свадьбу дочке. Никто не знает навер-
няка, что может послужить той самой последней каплей, после которой заканчивается
терпение и люди начинают не просто переживать, но и активно действовать.
Вероятнее всего, скоро эта угроза станет реальна для всех, кроме «первого банка
страны», поскольку, в отличие от профессионалов, для большинства населения госбанк
в нашей стране только один.
2
Сервис на первом месте. Даже в мелочах. Отсутствие улыбки операциониста мо-
жет повлиять на решение клиента. Плюс история взаимных отношений с бан-
ком. Новых клиентов при прочих равных условиях не так просто «заманить» в другую
кредитную организацию. Необходимо придумывать какие-то маленькие «приятности»,
отличающие ваше предложение от предложения конкурентов.
3
Все говорят и пишут о том, что ипотека в этом году является локомотивом всей
розницы. И это действительно так. В текущей непонятной ситуации лучший ак-
тив для клиента —недвижимость, а лучший актив для банка — кредит под залог недви-
жимости. Поэтому банки активно продают ипотеку, а клиенты, в свою очередь, охот-
но её берут. Спрос на другие виды розничных кредитов будет постепенно снижаться.
Возможно, автокредитование будет пользоваться несколько большей популярностью,
чем нецелевые и потребительские кредиты, но меньшей, чем ипотека.
4
Думаю, можно, сделав акцент на «зарплатников», во-первых. Во-вторых, можно
спрогнозировать, какие отрасли экономики наименее подвержены социальным
потрясениям (сокращения, безработица, существенное снижение зарплат и т.п.), и кре-
дитовать клиентов, занятых в этих отраслях. В-третьих, можно отсекать клиентов, на-
ходящихся ниже или выше определённой должности.
От POS- и карточного кредитования, насколько мне известно, никто и не отказы-
вается. Ужесточается андеррайтинг заёмщиков, снижаются лимиты по картам. Стан-
дартная ситуация — при увеличении рисков более скрупулёзно оценивается потенци-
альный заёмщик.
5
Ухудшение ситуации с «плохими» долгами, безусловно, будет, но не думаю, что
приобретёт статус и масштабы кризиса. Так что паниковать не стоит.
6
Скорее всего, рынок станет немного более прозрачным, а заёмщик более защи-
щённым. И конечно, закон очень серьёзно простимулирует банки на разного
рода креатив.
ПАНИКОВАТЬ
НЕ СТОИТ
Евгений БЕДАРЕВ
Заместитель начальника
отдела маркетинга
и разработки розничных
продуктов и услуг
БАНКа ИТБ
деятельность по предоставлению потребительских кре-
дитов». Таким образом, новый закон регулирует взаимо-
отношения не только банка и заёмщика, но и любых ор-
ганизаций, которые выдают займы и кредиты (не менее
четырёх раз в течение года сторонним лицам, то есть не
своим сотрудникам). ЦБ является единым регулятором для
подобных организаций, даже если они не обладают банков-
ской лицензией. Действие закона распространяется на ипо-
течное кредитование—в части указания полной стоимости
кредита, предоставления графика платежей, запрета на взи-
мание кредитором скрытых комиссий и вознаграждения за
исполнение обязанностей, возложенных на него законом.
ИЮНЬ 2014
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
49
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ