линейки потребительских кредитов, насчитывающей око-
ло 20 кредитных продуктов, только небольшие суммы до
200 тысяч рублей можно получить без твёрдого залога.
Мы всегда с недоверием относились к высокорискованным
кредитным продуктам и предпочитали двигаться пусть
чуть более медленными темпами роста, но испытывая уве-
ренность в завтрашнем дне.
5
Рост «плохих» долгов напрямую связан с экономиче-
ской ситуацией в стране, которая сегодня обусловле-
на не только собственно экономическими, но и политиче-
скими факторами.
Некоторый перегрев рынка потребительского креди-
тования наблюдается, но, по оценкам экспертов, до де-
фолтных значений ещё далеко. До недавнего прошлого
на выплату по кредитам наши сограждане тратили около
трети своей зарплаты, а критическим считается показа-
тель в 50%.
6
Появления этого закона рынок ждал уже давно.
И хорошо, что он появился. Но, как это часто быва-
ет, на какие-то вопросы закон дал ответы, однако возника-
ют новые вопросы. В любом случае в чётко ограниченном
правовом поле работать всегда гораздо легче.
1
В нашем банке мы не наблюдали «бегства» вкладчиков зимой. Напротив, объём
депозитного портфеля Абсолют Банка, например, за январь вырос на 0,7%. Не ждём
оттока вкладов и сейчас. Сегодня наиболее важным, особенно для крупного частного
вкладчика, является вопрос надёжности и хорошей репутации банка и его акционеров,
здесь мы не видим для себя никаких рисков. В этом смысле к наиболее рискованной
группе можно отнести банки, не входящие в первую сотню и не слишком известные на
рынке. Замечу, что перераспределение клиентов наблюдается и в банках первой тридцат-
ки, но оттоком это назвать нельзя—клиенты перераспределяют свои сбережения, исходя
из личных симпатий и оценок надёжности банков.
2
Для клиентов, у которых депозит по объёму попадает в границы застрахованных
АСВ вкладов, процентная ставка по-прежнему является важным параметром при
выборе продукта и банка. Большинство банков для привлечения таких клиентов внедря-
ют в свои депозитные линейки так называемые комбинированные депозиты, которые
позволяют предложить клиентам более высокие ставки за счёт наличия в продукте до-
полнительного платного сервиса или услуги.
3
В условиях замедления роста экономики ряд предприятий действительно прио-
станавливают проекты по расширению и модернизации бизнес-процессов, однако
это вовсе не говорит о том, что доходы сотрудников этих компаний будут сокращаться.
Мы не видим снижения интереса к кредитным продуктам со стороны наших «зарплат-
ных» клиентов. В целом можно говорить о том, что «зарплатные» клиенты — весьма
перспективный сегмент с точки зрения кросс-сейла.
4
До недавнего времени большинство банков исповедовали принцип «от простого
к сложному»: набирали большое количество клиентов за счёт простых кредитных
продуктов вроде POS-кредитов, потребительских кредитов на любые цели — и только по-
том предлагали сложившейся базе клиентов более сложные залоговые продукты. Сегодня
минусы такой стратегии очевидны — слишком высокие риски, в сегменте беззалогового
кредитования серьёзно ужесточилось регулирование. Постепенно процесс разворачивается
в обратную сторону, игроки понимают минусыпрежней бизнес-модели и стараются перейти
на кросс-продажи более «лёгких» продуктов тем, кто уже является клиентом банка, а также
«зарплатным» клиентам. Замечу, что Абсолют Банк реализует такую модель бизнеса уже до-
вольно давно, и именно поэтому основным розничным продуктом банка является ипотека.
5
Основные риски в плане роста просроченной задолженности сосредоточены в без-
залоговом кредитовании, однако ЦБ в прошлом году серьёзно ужесточил регулиро-
вание на этом рынке, сведя тем самым вероятность кризиса «плохих» долгов к минимуму.
6
Не думаю, что он серьёзно осложнит работу банков, которые сконцентрированы на
работе с розницей, поскольку основные положения закона были известны заранее, то
есть у игроков было время привести бизнес в соответствие с грядущими требованиями.
«ЗАРПЛАТНЫЕ» —
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ СЕГМЕНТ
Татьяна УШКОВА
Заместитель
председателя правления
Абсолют Банка
ИЮНЬ 2014
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
51
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ