Стр. 62 - BDM_2014-06

Упрощенная HTML-версия

К
редитные рейтингиРоссии сни-
жают всё-таки «по делу». Поли-
тическая мотивация повлияла
на принятие данных санкций всё же
лишь отчасти. Да, действительно, не-
смотря на отток капитала и ослабление
экономики федеральный бюджет вы-
глядит устойчивым. Но при этом реги-
ональные бюджеты находятся на грани
коллапса. И не может центр «выглядеть
прилично» посредиразорённых окраин.
Выбор действий для «сохранения
лица» у него, центра, при этом небо-
гатый: радикально (но при этом жела-
тельно системно) изменить источни-
ки доходной базы регионов либо по
принципу «жареного петуха» время от
времени судорожно латать наиболее
вопиющие прорехи в региональных
бюджетах. Пока правительство более
склонно к сценарию экстренных вызо-
вов пожарной команды.
ПЛОЩАДЬ «ПОЖАРА»
По расчётам Независимого инсти-
тута социальной политики (НИСП),
в 2013 году совокупные доходы бюдже-
тов регионов номинально выросли на
1%. Следовательно, с учётом инфляции
в реальном выражении они уменьши-
лись более чем на 5%. В 26 из 83 регио-
нов доходы бюджетов сократились наи-
более существенно: вТюменской (–28%)
иНовгородской (–16%) областях, в Чеч-
не иКалмыкии (–15–16%), вКраснодар-
ском крае (–10%).
В итоге дефицит бюджетов регионов
за прошлый год увеличился более чем
вдвое — с 278 миллиардов рублей в 2012
году до 642миллиардов, или с 3,3 до 7,9%
всех доходов консолидированных бюд-
жетов. Еслив2012годудефицитбюджета
имели 67 регионов и при этом он оцени-
вался как умеренный, то в 2013-м—уже
77регионов.Наиболее тяжёлая ситуация
в Чукотском АО, где дефицит превысил
половину всех доходов бюджета, в Тю-
менской области (26%), Краснодарском
крае и Новгородской области (22-23%).
Ещё в девяти регионах дефицит достиг
15–20% доходов их бюджетов.
В 2014 году, посчитали в ЦМАКП,
профицитным окажется единственный
региональный бюджет — Республики
Ингушетия, чьи доходы на 84% состоят
из межбюджетных трансфертов. Сово-
купная цена вопроса в 2014 году — 900
миллиардов рублей ожидаемого дефи-
цита региональных бюджетов, обоб-
щает ведущий эксперт ЦМАКП
Елена
ПЕНУХИНА
.
ПРИЧИНЫ «ВОЗГОРАНИЯ»
Часть экспертов в качестве основ-
ной причины завала региональных
бюджетов указывают необходимость
исполнения так называемых майских
указов президента. Напомним, в 2012
году, вступая в новую «старую» долж-
ность президента,
Владимир ПУТИН
подписал ряд социально ориентирован-
ных указов, зафиксировавших его пред-
выборные обещания. В том числе — об
увеличении зарплаты бюджетным ра-
ботникам. Ответственность за выпол-
нение этих указов была возложена на
региональные власти.
По оценкам агентства S&P, в 2014
году для выполнения президентских
указов о повышении заработной платы
в сфере здравоохранения, образования
и культуры российским регионам будет
необходимо дополнительно увеличить
текущие расходы на 7%, или в общей
сложности более чем на 500 миллиар-
дов рублей. Всего в 2014-2015 годах бюд-
жетам предстоит изыскать на эти цели
около 1,7 триллиона рублей (что озна-
чает рост расходов примерно на 18%)
и далее, вплоть до 2018 года, ежегодно
«находить» по триллиону рублей.
Исполнение указов президента при-
вело к тому, что доля заработной платы
в расходах бюджетов регионов выросла
с 24% в 2012 году до 34% в 2013-м, а в 10
регионах превысила 50%. Чтобы вы-
полнить верховный наказ, бюджетам
приходилось перераспределять дру-
гие расходы. В основном, отмечается
ВЕДЬ БЫЛ БЮДЖЕТ
БУМАЖНЫЙ…
В ОТЛИЧИЕ ОТ РУКОПИСЕЙ РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ ОЧЕНЬ ДАЖЕ «ГОРЯТ».
Минфин подготовил пакет предложений «пожарной» помощи для них. Но ожидаемая
поддержка несопоставима с реальными финансовыми «дырами» провинциальной
казны. Необходимо кардинально менять модель отношений «центр — регионы».
62
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ИЮНЬ 2014
АНАЛИЗ:
МАКРОЭКОНОМИКА