Стр. 80 - BDM_2014-07

Упрощенная HTML-версия

В качестве потенциального залога
для рефинансирования Банк России
начал рассматривать и портфели роз-
ничных кредитов, разумеется, также
переоформленные в ценные бумаги.
Но это пока на уровне идеи. Опыт се-
кьюритизации потребительских ссуд
на нашем рынке ещё более штучный,
пока осуществляемый исключительно
в режиме «ручного управления». И со-
ответственно, процедура эта длитель-
ная и недешёвая. Хочется надеяться,
что расширение Банком России списка
залогов для рефинансирования станет
стимулом для постановки секьюрити-
зации на поток.
Ожидается реализация ещё одной
меры, которая должна позволить бан-
кам вздохнуть свободнее по поводу
ликвидности. В июне Комитет Госду-
мы по финансовому рынку, с подачи
Банка России, поддержал поправки
об усреднении коэффициента для
обязательных резервов банков. На
практике это позволит банкам часть
таких резервов держать не на специ-
альном, а на обычном корреспондент-
ском счёте в ЦБ, что даст возможность
распоряжаться этими средствами.
Специалисты подсчитали: речь идёт
о высвобождении суммы около 430
миллиардов рублей, что составляет
примерно четверть потребности бан-
ков в рефинансировании и, безуслов-
но, способно смягчить напряжённость
с ликвидностью.
ОТСЕЯТЬ «ХОТЕЛКИ»
Самое резонансное решение ЦБ по
поддержанию ликвидности — готов-
ность предоставлять «длинное» (на
срок до трёх лет) рефинансирование
под залог инвестиционных кредитов
российских компаний. При этом — по
минимальным ставкам: для банков —
минус 1 п.п. от ключевой ставки (что
на сегодня составило бы 6,5%), с тем
чтобы конечным заёмщикам кредиты
обошлись на 1 п.п. дороже ключевой
ставки (8,5%). Финансирование под
каждый проект предполагается не бо-
лее 20 миллиардов рублей. По словам
главыЦБ
ЭльвирыНАБИУЛЛИНОЙ
,
«
это должны быть не мегапроекты,
а проекты и средние, и относительно
крупные, на модернизацию промышлен-
ной базы, проекты условно от 1 милли-
арда до 20 миллиардов рублей
».
Очевидно, что в данном случае
речь не только об инструменте рефи-
нансирования—это ещё и способ сти-
мулировать рост экономики. Правда,
с этой точки зрения стимулирующие
суммы не выглядят достаточно зна-
чительными. «
Там очень небольшие
объёмы предполагаются, и один этот
инструмент картины не изменит. Но,
согласна, — это сигнал определённого
настроя денежных властей
», — оце-
нивает инициативу главный эконо-
мист Альфа-Банка
Наталья ОРЛОВА
.
Впервые идея предоставления дол-
госрочного рефинансирования под
инвестиционные проекты прозвучала
в марте. Во второй половине июня на
заседании правительства было реше-
но, что такие недорогие кредиты ЦБ
начнёт выдавать уже осенью. В связи
с этой инициативой возникает масса
вопросов и технического и идеологи-
ческого свойства — и по поводу ква-
лифицированности оценки предлага-
емых проектов (предполагается, что
решения будет принимать межведом-
ственная комиссия, в которую кроме
ЦБ войдут представители Минфина
и Минэкономики), и в связи с получе-
нием госгарантий отМинфина, и с точ-
ки зрения возрастания рисков, кото-
рые готов принять на себя регулятор.
Но, возможно, все эти опасения
преждевременны: по состоянию «на
сейчас», за пару месяцев до предпо-
лагаемого запуска инструмента в ра-
боту Центробанк не видит достойных
кандидатов на получение таких кре-
дитов. В начале июля в ходе работы
XXIII Международного банковского
форума в Санкт-Петербурге глава ЦБ
Эльвира НАБИУЛЛИНА
заявила
журналистам, что «
платёжеспособ-
ный спрос на инвесткредиты в стране
низкий. Есть пожелания, «хотелки»,
но спроса на базе финансово состоя-
тельных проектов пока мало
».
Оперативность и щедрость ЦБ на
меры по поддержанию ликвидности,
особенно в части расширения базы
нерыночных активов, пригодных в ка-
честве залогов, вызывает у экспертов
не только аплодисменты, но и доста-
точно обоснованную тревогу. По сути,
Банк России всё активнее принимает
на себя (и готовится ещё принимать)
кредитные риски банковской системы
и экономики в целом. Первый зампред
ЦБ
Ксения ЮДАЕВА
, отметив, что
регулятор интенсивно развивает опе-
рации под залог нерыночных активов
грубо говоря, под залог обычных кре-
дитов экономике
»), как-то призналась
журналистам, что Банк России явля-
ется «
одним из немногих центральных
банков, который оперирует этим ин-
струментом на практике настолько
активно
». Хочется верить, что прини-
маемые им риски оцениваются адек-
ватно и находятся под контролем.
Регулятор, понятно, старается по
мере сил для банковской системы в це-
лом. На практике пока получается так,
что плодами активности ЦБ по нара-
щиванию рефинансирования пользу-
ются в основном крупнейшие банки.
По оценке агентства «Эксперт РА»,
получателями более 70% средств, вли-
тых по каналам регулятора в банков-
скую систему, являются крупнейшие
госбанки: им проще соответствовать
жёстким представлениям ЦБ об иде-
але. Средние и особенно небольшие
банки разруливают проблемы с лик-
видностью самостоятельно. В основ-
ном за счёт потери рентабельности.
Марина ТАЛЬСКАЯ
Получателями
более 70%
средств,
влитых по каналам
регулятора
в банковскую систему,
являются
крупнейшие
госбанки
80
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ИЮЛЬ 2014
АНАЛИЗ:
ОБЗОР