Стр. 116 - BDM_2014-08

Упрощенная HTML-версия

«МИФЫ, ЛЕГЕНДЫ, БЫЛИНЫ
ОСТАЮТСЯ ВАЖНЫМИ
ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ»
ИГОРЬ ФРОЯНОВ
— ВИДНЫЙ ИСТОРИК, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ
наук, профессор, а также писатель и общественный деятель.
Он известен своими трудами, посвящёнными Древней Руси,
её государственному устройству, особенностям тогдашнего общества
и основным векторам его развития.
БДМ:
Что непременно нужно обыч-
ному человеку знать из области
истории?
На заданный вопрос нет однослож-
ного, а тем более универсального
ответа, приложимого ко всем вре-
менам и эпохам истории, посколь-
ку исторические знания, будучи
тесно связанными с людской жиз-
нью, являясь по сути частью обще-
ственного сознания, меняют свою
актуальность и злободневность со-
ответственно переменам, наблюдае-
мым в реальной действительности.
Сейчас приобретают особую значи-
мость сведения, касающиеся того,
как формировалась территория
Руси, Русского царства, Российской
империи и СССР, какова роль го-
сударства в истории России, каким
образом складывались отношения
по линии: российская территория
в качестве геополитического про-
странства — государство — обще-
ство — личность. Об этом (помимо,
разумеется, элементарных пред-
ставлений о прошлом) наши люди
должны знать, чтобы осмысленно
относиться к современной действи-
тельности и определять своё поведе-
ние в сложной ныне общественно-
политической обстановке.
БДМ:
Как вы оцениваете идею нового
единого учебника истории?
Оновом учебнике истории для средней
школы говорить пока рановато — он
ещё не написан. Разработан и утверж-
дён проект его концепции, который на
данном этапе может рассматриваться
как приемлемый. Со временем, одна-
ко, и концепция, и сам учебник будут
обновляться и совершенствоваться.
Но я хотел бы подчеркнуть, что замы-
сел создания единого учебника — за-
мысел, бесспорно, правильный. Надо
покончить с наличием в школе десят-
ков учебников истории, толкующих её
вкривь и вкось. От этого один лишь
вред. Несомненно и другое: коль рос-
сийская средняя школа есть учрежде-
ние государственное, то дело подготов-
ки учебника должно взять в свои руки
государство, причём взять полностью.
БДМ:
Имеет ли смысл говорить о необ-
ходимости профессиональной этики
для историков и возможна ли она
в принципе?
Профессиональная этика для истори-
ков, как, впрочем, и для представи-
телей других людских профессий, не
только возможна, но и необходима,
даже обязательна. Вопрос лишь —
в чём она состоит. На мой взгляд,
прежде всего в честности и правдиво-
сти историка как исследователя. Под
честностью я понимаю стремление
к максимальному охвату фактов (без
умышленных пропусков), относящих-
ся к изучаемой теме и проблеме. Про-
пуски здесь совершенно недопустимы,
особенно если они расходятся или не
соответствуют высказываемой мысли,
построению. Иначе легко впасть, про-
стите, в жульничество. Под правдиво-
стью я подразумеваю требование гово-
рить историческую правду, какой бы
она ни была — сладкой или горькой.
Конечно, историк, подобно любому
человеку, может ошибаться. Но глав-
ное — не лгать намеренно, быть чи-
стым совестью перед собой и перед
людьми. Всё это есть условие успеш-
ного, истинного познания истории.
БДМ:
А как вы для себя определяете
степень достоверности сведений,
содержащихся в том или ином ис-
точнике?
В источниковедении существует
принцип (и я ему привержен), соглас-
но которому степень достоверности
сведений, содержащихся в источнике,
устанавливается способом перекрёст-
ного анализа всех находящихся в науч-
ном обороте источников, относящихся
116
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
АВГУСТ 2014
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ