Стр. 117 - BDM_2014-08

Упрощенная HTML-версия

к изучаемой проблеме. Иными слова-
ми, задача историка в том, чтобы вы-
явить, насколько соответствуют све-
дения одного источника сведениям
всего корпуса источников, известных
исторической науке. Есть ещё один не-
маловажный инструмент познания —
интуиция, применяемая не только
историками, но и учёными других от-
раслей знания.
БДМ:
Насколько велика ваша домаш-
няя библиотека и что для вас значат
книги?
Моя домашняя библиотека насчиты-
вает несколько тысяч томов. Я начал
«копить» книги со студенческих лет.
К настоящему времени мне удалось
собрать основную (за некоторыми ис-
ключениями) литературу по русской
истории, преимущественно по исто-
рии Древней Руси и Московской Руси.
Так что в этом отношении я неплохо
«экипирован». Приходится, конечно,
при необходимости обращаться в би-
блиотеку Академии наук, «Публичку»
и Научную библиотеку СПбГУ, а также
пользоваться Интернетом. На вопрос
о том, что значат для меня книги, отве-
чу словами нашего древнего летопис-
ца:
«Велика бывает польза от ученья
книжного. Книги поучают нас и на-
ставляют на путь покаяния, от сло-
вес книжных обретаем мудрость и воз-
держание. Книги суть реки напояющие
вселенную, в них источник мудрости
и неизмеримая глубина, ими в печали
утешаемся. Они есть узда воздержа-
ния»
. Согласитесь, лучше не скажешь!
БДМ:
Каким представляется вам ме-
ханизм запоминания людьми исто-
рических событий, современниками
которых они были, и последующего
их отображения в воспоминаниях,
былинах, легендах?
В памяти этносов или народов оседают
и сохраняются имена людей, явления,
события, повлиявшие существенным
образом на жизнь своего социума,
произведшие яркое впечатление на со-
временников. Рассказы о них переда-
ются от поколения к поколению сперва
устным порядком, а затем посредством
письменных произведений. Со време-
нем, однако, многие детали, относя-
щиеся к ним, стираются, и они впо-
следствии нередко обрастают новыми
(часто вымышленными) подробно-
стями, порождёнными творческой
фантазией сказителей и рассказчиков.
Однако суть далёких происшествий
остаётся, как правило, прежней. Ис-
следователь должен обладать умением
докопаться до этой сути, хотя работа
здесь очень сложная, и не всякому она
посильна. Тем не менее мифы, леген-
ды, былины остаются важными исто-
рическими источниками.
БДМ:
Какой реакции на ваши книги
вы ждёте от своих читателей? Какие
чувства и эмоции они должны вы-
звать? Может быть, чему-то научить?
Жду реакции непредвзятой, товарище-
ской и конструктивной, побуждающей
к дальнейшим размышлениям. Я при-
нимаю критику в свой адрес, но кри-
тику благожелательную, вызывающую
во мне чувство благодарности. Чему
может научить вдумчивый читатель?
Отвечу словами известной поговорки:
«Одна голова хорошо, а две лучше».
БДМ:
Вы подчёркиваете в своих
трудах, что народное вече в Древ-
ней Руси было не только в Великом
Новгороде, но и в других городах.
На какие ещё исторические факты,
не известные большинству, вам бы
хотелось обратить внимание?
Говоря о том, что вече на Руси XI–XII
веков существовало не только в Нов-
городе, но и в других древнерусских
городах, я следую за историками
старой досоветской школы, такими
как А.Д. Градовский, В.И. Сергеевич,
Н.И. Костомаров, М.А. Дьяконов и др.
Факты, которыми они оперирова-
ли, остаются неизменными и по сей
день. Иное дело — некоторые нюансы,
штрихи, какие порой не замечают или
недооценивают должным образом со-
временные исследователи. Приведу
один пример. Из летописи мы узнаём,
что в середине XII века Рюриковичи
занимали княжеский стол в Киеве «на
всей воле киевлян». Эта формула, сви-
детельствующая о вечевом волеизъяв-
лении, станет позднее довольно ходкой
в Новгороде. Но впервые мы её встре-
чаем в Киеве, который многие нынеш-
ние историки Древней Руси считают
АВГУСТ 2014
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
117
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ