средоточием монархической (княже-
ской) власти, что, конечно же, неверно.
С подобными случаями в историогра-
фии мы встречаемся, замечу, не раз.
БДМ:
Какова, на взгляд историка, при-
рода стремления человека к власти
и как она отражается в литературных
памятниках?
Я полагаю, что стремление человека
к власти вытекает из стремления к ли-
дерству, заложенного в человеке изна-
чально самой природой. И в этом от-
ношении люди мало чем отличались
и отличаются от животного мира, где
вожаки — обычное явление. По мере
исторического развития, усложнения
социально-политических связейв обще-
стве власть и её носители окружаются
ореолом величия, славы и сакрально-
сти-святости. Сказители, поэты и писа-
тели в своих мифах, легендах, былинах,
стихах и сочинениях всячески вос-
хваляют правителей, военачальников
и других власть имущих. Бывает и так,
что некоторые политики-писатели с не-
утолённой в душе жаждой власти пи-
шут трактаты, содержащие наставления
о том, как добиться властииудержать её.
Ярким представителем подобных сочи-
нителей был, как мне кажется, Никколо
Макиавелли. Однако, несмотрянина ка-
кие «украсы», в основе властилежитжи-
вотная (природная) страсть к домини-
рованию, заполняющему всё существо
отдельных особей человеческого рода.
БДМ:
Сегодня мы живём в Московской
Руси — именно вокруг Москвы со-
бирались русские земли. Но случись
по-иному — и мы могли бы жить,
скажем, в Руси Новгородской. Какой
момент, на ваш взгляд, был опреде-
ляющим для формирования центра
притяжения?
Едва ли расположенная в северо-за-
падном углу Восточной Европы Нов-
городская Русь могла стать центром
притяжения русских земель, образовав-
ших в результате единое государство.
Исторически так вопрос в XIV-XV ве-
ках не стоял. Другое дело Тверь. Между
Москвой и Тверью в начале XIV столе-
тия мы наблюдаем соперничество за
лидерство в Северо-Восточной Руси.
Трудно былопредположить тогда, ктоиз
соперников одержит верх, —потенциал
обоих княжеств был примерно одина-
ков. Но случилось так, что вМоскве ока-
зались более умелые и тонкие политики,
нежели в Твери. Они сумели привлечь
на свою сторону русских митрополитов,
управлявших церковной жизнью всей
Руси, и сделать Москву местом их пре-
бывания, что сразу повысило её статус
как общерусского религиозного центра.
Московские князья, в частности Иван
Калита, наладил мирные отношения
с ханомУзбеком, обеспечив длительную
«тишину в Русской земле». В результате
авторитет Москвы возрос. И он стал не-
колебимс победойМосковского велико-
гокнязяДмитрияИвановича (Донского)
на Куликовом поле. После Куликовской
победы стало ясно, что Москва, а не
иной город станет государственным
центром Северной Руси. Я назвал глав-
ные факторы, выдвинувшие Москву
вперёд. Были, конечно, и другие, но, на
мой взгляд, менее существенные.
БДМ:
Многим книгам формата non/
fiction, в том числе и историческим,
сейчас даются кричащие заголовки.
На что следует ориентироваться чита-
телю, дабы не купиться на завлекаю-
щее название и яркую обложку, а вы-
брать действительно хорошую книгу?
Необходимо заглянуть внутрь книги:
познакомиться с оглавлением, перели-
стать её страницы, прочитав одну-дру-
гую, обратить внимание на источники
и историческую литературу, представ-
ленные в ней. Надо затратить хотя бы
десяток минут на знакомство с книгой,
привлёкшей внимание.
БДМ:
Чему, по-вашему, учит наша
история, какие уроки особо актуаль-
ны для сегодняшнего времени?
Исторический опыт, начиная со време-
ни образования Русского государства
в конце XV столетия, говорит о том, что
Запад был иостаётся враждебенРоссии,
во всяком случае в лице его властите-
лей, светских и церковных, неоднократ-
но устраивавших вторжения в нашу
страну. Пора это понять раз и навсегда,
чтобы отказаться от иллюзий насчёт
интеграции с Западом и создания еди-
ного экономического пространства от
Лиссабона и до Владивостока. Следует
как зеницу ока беречь Российское го-
сударство — институт, обладающий
вековым опытом национального стро-
ительства, который несомненно будет
в исторической перспективе востребо-
ван человечеством. Здесь, на мой взгляд,
кроется вселенская миссия России.
БДМ:
Внутри разломов исторических,
социальных у каждого человека ещё
и свои разломы бывают. Или челове-
ческое повторяет историческое?
Я думаю, одно не исключает другое: бы-
вают исторические разломы, затрагива-
ющие всех и каждого, но бывают также
разломы сугубо индивидуальные, свя-
занные лишь с той или иной личностью
и не имеющие никакой общественной
значимости. Порою между этими раз-
ломами невозможно провести чёткую
грань. Скажем, человек, переживший
внутреннюю драму (разлом), оставив-
шую глубокий след в его психике, по
прихоти случая или по воле судьбы
получивший огромную власть, может
содеять такое, что вполне подойдёт
под определение исторического разло-
ма. Пример напрашивается сам собою:
Владимир Ульянов, мстивший царско-
му режиму за казнь любимого старшего
брата Александра и возглавивший Ок-
тябрьскую революцию.
БДМ:
Удалось ли, по вашему мнению,
и удаётся ли современному россий-
скому обществу расквитаться с про-
шлым?
Ни расквитаться с прошлым, ни рас-
статься с ним у нас возможности нет,
поскольку оно свершилось, а потому
неподвластно нам. И мы его воспри-
нимаем либо как должное, либо пыта-
емся исказить в угоду сиюминутным
интересам. Зато в нашем настоящем
мы повсюду видим родовые пятна про-
шлого, которое таким образом довлеет
над настоящим. Вот и приходится со-
ображать, что с чем квитается…
Беседовал
Алекс ГРОМОВ
118
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
АВГУСТ 2014
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ