Это вполне опровергает до сих пор рас-
пространённый миф о забитости жен-
щин в царской России.
БДМ:
Каковы были приоритеты обра-
зовательной политики в царствова-
ние Николая II и в чём заключалась
предпринятая им реформа образо-
вания?
Приоритеты образовательной полити-
киНиколая II краткоиотчётливо сфор-
мулированы им в строках Высочай-
шего рескрипта от 10 июня 1902 года:
«Прежде всего подтверждаю Моё тре-
бование, чтобы в школе с образова-
нием соединялись воспитание в духе
веры, верности Престолу и Отечеству
и уважения к семье, а также забота
о том, чтобы с умственным и физиче-
ским развитием молодёжи приучать её
с ранних лет к порядку и дисциплине.
Школа, из которой выходит юноша
лишь с курсовыми познаниями, не
сроднённый религиозно-нравствен-
ным воспитанием с чувством долга,
не только не полезна, но часто вредна,
развивая столь пагубные для каждого
дела своеволие и самомнение».
БДМ:
Как развивалась система
высшего образования? Быстро ли
росло в начале ХХ века число сту-
дентов университетов?
Говоря о системе высшего образова-
ния, следует говорить не только о си-
стеме университетского образования,
но в первую очередь об образовании
высшем техническом, в котором у нас
в начале царствования Николая II
было значительное отставание от не-
которых европейских стран. Так вот,
к 1914 году Российская империя вышла
на 1 место в Европе по техническому
образованию, обогнав Германию. На-
кануне Первой мировой войны в уни-
верситетах, высших технических
школах и академиях Германии учи-
лось не более 25 тысяч специалистов
с естественнонаучным (без медицин-
ского) и инженерным образованием.
Между тем в университетах, высших
технических, военно-инженерных
и коммерческих училищах Российской
империи обучалось не менее 40–45 ты-
сяч специалистов такого рода.
Уровень их подготовки был по
меньшей мере такой же, как у европей-
ских коллег, свидетельствомэтогоявля-
ется успешная карьера многих русских
инженеров-эмигрантов, создавших це-
лые отрасли и технологические школы
в Западной Европе и Америке.
БДМ:
Как и о чём, на ваш взгляд,
должна прежде всего повествовать
российская история в наше время?
Прежде всего она должна рассказы-
вать о достижениях и подвигах рус-
ского, российского народа, создав-
шего величайшую в мире империю
в условиях, где другие «цивилизован-
ные» народы и выжить бы не смогли.
История должна помочь школьнику,
студенту и просто любящему Россию
человеку осознать своё место в семье,
в стране, в мире и в истории.
Беседовал
Алекс ГРОМОВ
СЕНТЯБРЬ 2014
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
109
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ
Реклама