Говоря короче, нас интересует не только
и даже не столькофактическая, сколько
психологическая история.
В своё время Гилберт Кийт Чес-
тертон сказал: «История, сводящая
к экономике политику или этику, —
и примитивна и неверна. Она сме-
шивает необходимые условия суще-
ствования с жизнью, а это — совсем
разные вещи».
«Непредсказуемость» нашего про-
шлого и заключается в том, что до
последнего времени оно изучалось
методами, вовсе для того не подхо-
дящими. Вроде как редкая рукопись
изучалась бы исключительно со сто-
роны качества бумаги и анализа со-
става чернил, которыми нанесены
на неё непонятные знаки. А о том,
чтобы прочесть и тем более — по-
нять, и речи нет. Я убеждён, что толь-
ко православная парадигма русской
истории позволяет понять её в целом.
БДМ:
Почему историческая мистика
становится популярной?
Если под «исторической мистикой»
разуметь «альтернативную исто-
рию» — в лучших её достижениях,
то популярность объясняется есте-
ственным (для меня) желанием «пере-
играть» трагические моменты нашей
истории в «нашу пользу». Чтобы хотя
бы в виртуальном мире победа была за
Россией.
БДМ:
Основная направленность
книг, которые вы выпускаете,
носит просветительный характер.
А что, на ваш взгляд, сейчас самое
важное в сфере исторического
просвещения?
Мои книги не столько просветитель-
ные, сколькопросвещающие. Большин-
ство из них являются историческими
расследованиями
затемнённых
и умышленно искажённых, особенно
в общественном сознании, мест оте-
чественной и всемирной истории. Вот
освещение таких мест светом истины
является самым главным для нас в сфе-
ре исторического просвещения.
БДМ:
Расскажите о роли образования
в Российской империи.
Образовательный потенциал стра-
ны всегда лежит в основе и предше-
ствует её научному, техническому
и экономическому потенциалу. Об-
разование в широком смысле созда-
ёт, формирует образ нации, народа,
его сознание. И сознание это в свою
очередь формирует ту материальную
действительность, которая данный
народ окружает в конкретный исто-
рический момент.
Цель и задача системы образо-
вания — формирование человека,
семьянина, специалиста, гражданина
и должностного лица с определёнными
качествами. Это последнее добавление
очень важно. Оно определяет содер-
жание системы образования. Чтобы
ввести в образовательный процесс
реальные или конкретные качества,
необходимо иметь стандарты, нормы,
эталоны, ГОСТы. Они должны выте-
кать из истории данного народа или
из целевой функции религии, которая
является исторической, государствен-
ной, народной. Почти до конца XVII
века образование на Руси и определя-
лось этой целевой функцией правосла-
вия… Но обратной стороной слияния
системыи сферыобразования стало то,
что недостаточное внимание уделялось
третьему важному аспекту: подготовке
специалистов в области естественных
наук, техники и экономики. А именно
в этом аспекте образовательный потен-
циал государства предшествует созда-
ниюего экономического и военногопо-
тенциала и является по сути основным
фактором его развития.
С начала XVIII века место тради-
ционного образования в России по не-
обходимости заняло классическое ев-
ропейское образование. И плоды этого
нового русского образования не замед-
лили сказаться. На карте мира возник-
ла держава, имя которой—Российская
империя. Ссовременнойпобедоносной
армией. С флотом, господствующим
в окружающих Россию морях.
С военными успехами империи
неразрывно связаны успехи импер-
ского образования, подготовившего
не только лучшие в мире офицерские
кадры, но создавшего почву для стре-
мительного взлёта русской культуры
и науки, уже в XIX — начале XX века
занявших первые места на Олимпе
европейской и мировой культуры.
Константин Леонтьев связывал этот
взлёт с привнесением Петром I в госу-
дарственную и общественную жизнь
России «цветущей сложности» — как
фермента, обеспечившего её блестя-
щее развитие до конца XIX столетия.
БДМ:
А что можно сказать о женском
дореволюционном образовании?
Женское образование в Российской
империи однозначно было лучшее
в мире. Из сравнения статистических
данных по России со статистикой об-
разования во Франции, Англии, Гер-
мании иАвстро-Венгрии видно также,
что Россия имела значительно более
развитую, чем в других европейских
странах, систему среднего (а потом
и высшего) образования для женщин.
Вроссийских гимназиях уже внача-
леХХвека училось больше девочек, чем
мальчиков, тогда как в большинстве ев-
ропейских государств женское полное
среднее образование сильно отставало
от мужского вплоть до 60-х годов ХХ
века. Накануне революции 1917 года
система гимназического и высшего об-
разования для женщин в Российской
империи была гораздо более развита,
чем в Германии, Франции и Англии.
История должна
рассказывать
о достижениях и
подвигах российского
народа
, создавшего величайшую империю
в условиях, где «
цивилизованные»
народы и
выжить
бы не смогли
108
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
СЕНТЯБРЬ 2014
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ