Стр. 16 - BDM_2014-09

Упрощенная HTML-версия

всегда один и тот же. И для нас он
носит экзогенный, то есть неконтро-
лируемый характер. Это — цены на
экспортируемые энергоносители.
Если посмотреть на исторические
эпизоды — падение цен на нефть
в реальном выражении в 1980–1986
годах из-за её перепроизводства,
низкие цены в период Азиатского
кризиса в 1997–1998 годах, падение
в 2008–2009-м из-за последнего гло-
бального финансового кризиса —
все они приводили к экономическо-
му кризису на внутреннем рынке.
Как следствие, кризис в банковском
секторе. В настоящее время на фоне
напряжённости в Ираке, Ливии и на
Украине резкого изменения в цено-
вой тенденции я не ожидаю. Тем не
менее нельзя исключать, что в каче-
стве триггера кризиса может родить-
ся новая угроза, не имеющая отноше-
ния к прошлому опыту.
БДМ:
Каким образом санкции со сто-
роны США повлияли на банковский
сектор?
Санкции делятся на две группы:
индивидуальные и секторальные.
Служба по контролю над иностран-
ными активами, входящая в состав
Минфина США, определяет так на-
зываемый SDN-список. В нём пере-
числены компании, активы которых
в американской юрисдикции замо-
раживаются и операции с которыми
американским лицам запрещены.
Индивидуальные санкции не имели
существенного воздействия, посколь-
ку перечисленные в нём российские
предприятия и банки не вели актив-
ной международной деятельности
и не относились к системно значимым
институтам. Секторальные санкции
представляют собой запрет для аме-
риканских инвесторов вкладываться
в российские финансовые активы.
Наши предприятия и банки не смо-
гут привлекать в США средне- и дол-
госрочное финансирование, то есть
акционерное и долговое финансиро-
вание со сроком до погашения более
90 дней. Безусловно, это ограничение
в некоторой степени ухудшает доступ
к долгосрочному финансированию.
Запрет может быть частично или
полностью компенсирован переори-
ентацией на другие рынки капитала,
прежде всего Европы и Азии. Надо
сказать, что в последнее время мы
наблюдаем настоящий «ренессанс»
наших финансовых взаимоотноше-
ний с Юго-Восточной Азией. Аль-
тернатива — обратить свои взоры на
внутренний рынок и использовать
его как основной источник заёмных
ресурсов. Но для этого необходимо
предпринять дополнительные усилия
по его развитию.
БДМ:
Аналитики отмечают, что санк-
ции повлияли на рыночную конъюн-
ктуру финансовых рынков.
Я бы о них сказал, как в народной
сказке: «у страха глаза велики: чего
нет, и то видят». Инвесторы опасают-
ся, что их вложения могут оказаться
под американским запретом. В ре-
зультате снизились темпы роста об-
лигационного рынка и сократились
потоки трансграничного кредитова-
ния нерезидентов в долларах США
на денежном рынке. Все эти явления
отражают не столько фактические
риски, сколько негативные ожидания.
С точки зрения влияния изменений на
финансовых рынках на устойчивость
банковского сектора, пока мы оцени-
ваем риски как низкие. Как бы дальше
ситуация ни развивалась, мы готовы
своевременно и адекватно на неё ре-
агировать.
БДМ:
Известна последовательная по-
литика банка Росси по ограничению
беззалогового потребительского
кредитования. Насколько регуля-
тор намерен продвигаться по этому
пути?
Новые шаги не планируются. Объяс-
няется это тем, что обозначенные цели
достигнуты. Если в 2012–2013 годах
годовые темпы прироста портфеля
необеспеченных кредитов превышали
50%, то летом 2014-го они приблизи-
лись к 20%. Это более сбалансирован-
ные темпы роста, поскольку они близ-
ки к темпам так называемых «базовых
обязательств». Портфель начал расти
со скоростью базовых пассивов бан-
ков — средств организаций и вкладов
населения. У рынка потребительского
кредитования изменилась структура.
Полная стоимость в 25% годовых ста-
ла эталоном для рынка. Банки пере-
ходят от экспресс-кредитов к кредит-
ным картам. Бизнес-фокус сместился
в сторону ипотечных кредитов. Оста-
лась проблема просроченных долгов.
Когда их темпы стабилизируются,
можно будет сказать, что ситуация
пришла в норму.
БДМ:
Каков разумный предел фонди-
рования банков от регулятора?
Мы — не плановая экономика, и ре-
финансирование управляется рыноч-
ными процессами. По рефинансиро-
ванию нет директивных установок.
Основной переменной политики
Банка России является процентная
ставка. Спрос на рефинансирование
зависит от процентной ставки и «ав-
тономных» факторов: состояния
государственного бюджета, то есть
динамики бюджетных доходов и на-
коплений, а также спроса на налич-
ные деньги и объёма интервенций
Банка России на валютном рынке.
В идеале межбанковская процентная
ставка должна находиться в середи-
не процентного коридора, то есть
быть ближе к ключевой ставке Банка
России. Если смотреть на ситуацию
с точки зрения сравнительной стати-
стики, то наша доля средств Центро-
банка в пассивах банков сопоставима
В России
источник
системного
кризиса
, как показывает
практика, всегда
один и тот же
,
и для нас неконтролируемый:
цены
на энергоносители
16
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
СЕНТЯБРЬ 2014
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ