UnionPay), и с точки зрения фондирования на рынке ка-
питала есть весьма интересные решения и хорошие пер-
спективы. Кроме того, если остальные значимые сектора
российской экономики начинают переориентироваться
в сторону Востока (речь идёт о сотрудничестве и вза-
иморасчётах в валютах стран — участниц БРИКС), то
и банковская система, несомненно, должна следовать за
ними — с тем чтобы обслуживать данные финансовые
потоки и интересы.
3
У меня нет уверенности в том, что развитие эконо-
мики и, в частности, банковского сектора возможно
лишь с опорой на государственные ресурсы. Экономика
России достаточно велика для того, чтобы иметь внутрен-
ние источники развития. Кроме того, введённые санкции не
являются тотальными. Они, конечно, приводят к определён-
ным ограничениям и несколько ухудшают конъюнктуру, но
не закрывают полностью ни рынки капитала, ни возможно-
сти взаимодействия с весьма большим количеством стран,
не вошедших в периметр тех, кто эти санкции объявил.
При этом нельзя отрицать возможную стимулирую-
щую роль государственных ресурсов. Хотя это скорее
относится не к проблемам санкционных ограничений
для российских субъектов хозяйственной деятельно-
сти, а к общему экономическому фону, близкому к ре-
цессии. На протяжении многих лет и десятилетий раз-
личные страны используют государственные ресурсы
для стимулирования экономического роста. Тут важно
правильно определить цели. Влияние государственных
ресурсов на правильные «болевые точки», которое за-
пускает механизм дальнейшего роста и ведёт к эффекту
мультипликации, — это важная часть контрцикличе-
ского регулирования экономики.
Чаще всего, когда речь идёт об облегчении доступа
банков к государственным ресурсам, преференции по-
лучает довольно узкая группа финансовых учреждений:
прежде всего, банки с госучастием, а также крупнейшие
коммерческие банки. Однако, на мой взгляд, особенно
в полукризисные периоды важно обеспечивать равно-
мерность доступа различных игроков сектора к тем или
иным видам ресурсов, для того чтобы конкурентная
среда не видоизменялась в сторону деградации.
4
Поскольку банковский сектор существует не в без-
воздушном пространстве, его основная проблема
заключается в общем снижении темпов экономического
роста, переходящем в рецессию. Это ведёт к уменьшению
спроса на кредитные ресурсы со стороны корпоративных
клиентов, которые в такой ситуации не видят смысла при-
влекать заёмные средства для новых инвестиций или рас-
ширения объёма оборотных средств и увеличения объ-
ёмов выпускаемой продукции.
Кроме того, ухудшаются общеэкономические пара-
метры: мы видим снижение количества качественных
заёмщиков — как корпоративных клиентов, так и фи-
зических лиц. В целом тревожные ожидания какой-то
нестабильности и ухудшения экономической ситуации
приводят к изменениям поведенческой модели: населе-
ние в большей степени ориентируется на сбережение.
С одной стороны, это снижает потребность заёмщиков
в кредитных ресурсах. С другой — приводит к уменьше-
нию конечного потребительского спроса, что через эф-
фект мультипликатора негативно сказывается на объ-
ёмах торговли (с точки зрения импорта) и производства
внутри страны. На фоне таких предкризисных и полу-
кризисных явлений происходит сворачивание межбан-
ковского рынка, что также не внушает оптимизма. Все
эти факторы действуют одновременно. Плюс санкции,
которые ограничивают доступ банковского сектора Рос-
сии к фондированию за рубежом в развитых странах.
Может ли концентрация этих проблем привести
к системному кризису? Вопрос в некотором смысле фи-
лософский. В принципе, любое течение процессов мо-
жет в любой момент привести к кризису. Вопрос заклю-
чается в вероятности развития такого рода событий.
Теоретически все перечисленные негативные моменты
могут привести к кризису в банковской системе. Про-
изойдёт это или нет — в значительной степени зави-
сит от того, как будет развиваться общеэкономическая
ситуация и внешний фон для России, а также от того,
насколько выверенными и своевременными будут дей-
ствия регулятора. Опыт 2008-го показал, что регулятор
способен принимать оперативные решения, которые
реально поддерживают сектор. Поэтому при желании
кризисных явлений можно будет избежать.
5
Как мне представляется, не надо изобретать ве-
лосипед. Во всём мире многие годы используются
принципы контрциклического регулирования, которые
себя полностью оправдывают. Для банковского сектора
это — временное ослабление нагрузки на капитал, отсроч-
ка введения в действие определённых норм Базеля III и,
возможно, некие дополнительные инструменты рефинан-
сирования со стороны ЦБ для активации сектора.
У нас используется понятие ставки рефинансирова-
ния, но оно имеет более аналитическое, учётно-бухгал-
терское значение. Фактически это не рабочая ставка, по
которой банки в случае необходимости могли бы полу-
чать дополнительную ликвидность от ЦБ как некоего
кредитора конечной руки. Поэтому, если ликвидность
банковской системы будет уменьшаться, пожалуй, име-
ло бы смысл подумать над более широкими возможно-
стями доступа банков к финансированию ЦБ.
По большому же счёту, повторюсь, «лечить» и «пере-
запускать» необходимо скорее не банковский сектор,
а экономику в целом, поскольку рецессионные явления
сказываются на всех её секторах. Нужно решать про-
блему в совокупности, а не отдельные её последствия.
40
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
СЕНТЯБРЬ 2014
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ