Стр. 60 - BDM_2014-09

Упрощенная HTML-версия

1
Банковская система — одна из ключевых составляющих любой рыночной эконо-
мики. Банковский сектор и экономика в целом взаимосвязаны, взаимозависимы
и развиваются поступательно в едином темпе. Но именно в силу отсутствия рыночной
экономики в период существования СССР банковский сектор в нашей стране не имел
возможности развиваться. В результате за последние десятилетия после распада СССР
банковскому сектору пришлось пройти колоссальный путь, чтобы выйти на цивилизо-
ванный уровень. Если в других областях экономики, например в сельском хозяйстве,
в бытность СССР участие государства носило системный характер, отрасль совершен-
ствовалась, развивалась, внедрялись новые технологии, то банковская сфера такого
развития не имела. Это привело к тому, что пришлось практически с нуля отстраивать
всё, что было утрачено, попросту навёрстывать упущенное. И речь идёт не о наращи-
вании оборотов, но о внедрении принципиально новых для отрасли технологий, чтобы
соответствовать потребностям населения и реалиям рыночной экономики. В настоя-
щее время банковский рынок вышел на необходимый уровень, стадия бурного роста
(навёрстывание упущенного) стала сменяться постепенным развитием. Это вполне
естественно и закономерно.
3
Я не могу однозначно согласиться с утверждением, что в ближайшее время
развитие банковского сектора возможно только с опорой на государственные
ресурсы, — далеко не для всех банков данное утверждение справедливо. Банки, за-
нимающиеся кредитованием проектов государственного уровня (крупных заводов,
производственных холдингов, предприятий сельского хозяйства и др.), — это, как
правило, государственные банки. Вполне естественно и очевидно, что они рассчиты-
вают на господдержку. Если же речь идёт о менее масштабных проектах, обслужива-
нии предприятий малого и среднего бизнеса, физических лиц, то банкам, работающим
в данной сфере, государственное фондирование и помощь не так важны. Они вполне
способны работать и развиваться без поддержки государства за счёт услуг, предостав-
ляемых населению, предприятиям МСБ. Во всяком случае сегодня они в целом живут
на собственные средства.
4
Что касается так называемых «болевых точек», то есть когда банки в погоне за
объёмами снижают качество своих активов, — это убытки, невозвратные дол-
ги и др. Но следует отметить, что это проблема не всей банковской системы, а толь-
ко отдельных банков. Это действительно может привести к кризису, но опять же —
лишь в подобных банках. Угрозы системного кризиса по этой причине я не вижу.
Большинство современных цивилизованных банков сформировали адекватные ре-
зервы, что позволяет им быть более подготовленными в условиях текущей экономи-
ческой нестабильности.
5
Точками роста банковского сектора в настоящее время можно назвать создание
и развитие новых сервисов для клиентов. Сегодня банк—не просто кредитующий
финансовый институт, это организация, предоставляющая большой спектр финансо-
вых сервисов и услуг, которые должны отвечать потребностям клиентов. Внедрение
новых сервисов позволяет клиенту в дистанционном режиме осуществлять различные
операции, управлять счетами, получать финансовые консультации и таким образом
снижать свои издержки, получать дополнительный доход, страховать валютные риски
и многое другое. Намного эффективнее и прогрессивнее — внедрять дистанционные
сервисы, чтобы, например, все банковские процедуры клиент мог провести на своём
личном смартфоне, нежели открывать новые отделения банка.
ПРОЦЕСС НОРМАЛЬНЫЙ
И ЗАКОНОМЕРНЫЙ
Вячеслав АНДРЮШКИН
Заместитель
председателя правления
СДМ-БАНКа
60
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
СЕНТЯБРЬ 2014
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ