Стр. 27 - BDM_2014-10

Упрощенная HTML-версия

масс надо ещё аккуратно напра-
вить на колесо турбины, а то ведь
может и бед натворить…
Рычаг, как известно, «не в подъез-
де, а в головах». Поэтому к понима-
нию текущего момента следует под-
ходить на основе социального закона,
который гласит: пребывание страны
в состоянии войны с кем-либо пред-
полагает перевод всей её системы
управления в режим чрезвычайно-
го положения. Это вовсе не значит,
что мы должны немедленно вводить
куда-то войска, а остальных граждан
поставить под ружьё. Но чтобы избе-
жать втягивания в «горячую» войну,
нам необходимо демонстрировать
не слабости, не страх перед гряду-
щим столкновением, стимулируя
тем самым противника к новым про-
вокациям, а свою силу и готовность
оказать жёсткий отпор. И люди это
понимают.
У силы множество измерений.
Не только активные действия на
внешнеполитическом фронте, но
прежде всего достижение успехов на
фронте экономическом, поскольку
любая победа, как известно, куётся
в тылу. К сожалению, темпы роста
российской экономики сегодня стре-
мятся к нулю, а правительство реши-
тельно лишь в одном: оно решитель-
но не знает, как исправить ситуацию.
И в таких условиях комендантский
час и прочие формальные атрибу-
ты предвоенного времени — плохие
помощники. Нужна перестройка со-
знания — введение чрезвычайного
положения в мозгах тех, кто призван
решать государственные задачи.
Страна и прежде всего её управ-
ленческая машина должны сосре-
доточиться. Вот они, угрозы: объ-
явленные России санкции, утрата
кооперативных связей с Украиной,
вполне возможное блокирование
участников рынка против россий-
ских углеводородов, вынужденное
сворачивание многих перспектив-
ных проектов. Вот цель: модерни-
зация экономики, совмещённая с её
ростом. А вот имеющийся инстру-
ментарий: либерально-прозападные
технологии, делающие ставку на
частный бизнес как единственный
драйвер экономического развития.
Накопленный за два десятилетия
практический опыт, да и просто здра-
вый смысл категорически отрицают
возможность успеха при таком соче-
тании задач и инструментов.
Необходимость противостоять
беспринципному и изощрённому
противнику, целенаправленно стре-
мящемуся подорвать экономиче-
скую, оборонную и политическую
мощь нашей страны, предполагает
прежде всего фундаментальное изме-
нение роли государства в экономике.
Без его лидерской, целеполагающей
позиции невозможны существенный
рост эффективности имеющихся ре-
сурсов и концентрация усилий на
прорывных направлениях. А ведь
требуется ещё и мобилизация духа,
воли людей, чтобы включить в дей-
ствие третий драйвер развития —
энергию масс.
Хотел бы особо подчеркнуть, что
усиление роли государства — момент
очень тонкий и, я бы сказал, обоюдо-
острый. Здесь очень легко соскольз-
нуть в национализацию частных
компаний и вообще поставить бизнес
в зависимость от государства. Важно
вовремя остановиться.
БДМ:
И где же та черта, которая
способна остановить? Предлагаю
конкретизировать вопрос на по-
нятном для наших читателей
примере Россельхозбанка. Его це-
лесообразность — вне сомнения,
и пользу он наверняка приносит,
но зачем ему ещё и розницей
в Москве заниматься? При его-то
масштабах и доступе к дешёвым
деньгам это сразу же искажает
конкурентную поляну — вытес-
няя с неё частные банки и по-
зволяя извлекать сверхприбыль.
А значит, и его топ-менеджмент
оказывается в ситуации конфлик-
та интересов, и какие мотивации
перевесят в конкретных колли-
зиях, никто, боюсь, сказать не
сможет.
Ограничителем, на мой взгляд,
и должно стать государство — чётко
формулируя задачи и приоритеты пе-
ред вертикалью власти и транслируя
их на всю экономику. Но для начала
нужно перестать считать госкорпо-
рации злом и втискивать их в формат
частного предпринимательства. Тогда
появится возможность существенно
модернизировать их задачи, исходя
из простого правила: госкорпорации
создают в тех случаях, когда иные
форматы хозяйствующих субъектов
менее эффективны, а то и вовсе не-
возможны. Это прежде всего крупные
инфраструктурные проекты, а также
ключевые направления планируемо-
го экономического роста. Сюда же,
кстати, может быть включена и воз-
никшая в последние дни задача си-
стемной переброски наших активов
из Украины в Россию и другие страны
Таможенного союза.
С другой стороны, мощным огра-
ничителем может и должна стать
активизация экономического потен-
циала населения. В принципе люди
к этому готовы, им только нужно дать
соответствующий инструментарий.
Предложить, например, возможность
участия в развитии муниципальных
предприятий, в солидарном акцио-
нировании компаний с госучастием,
в запуске инновационных проектов
на территориях роста. Арсенал такого
рода нетривиальных мер достаточно
велик, и многие уже проработаны до
деталей. Однако, увы, блокируются не
желающими напрягаться чиновника-
ми и некоторыми региональными
элитами.
БДМ:
Чиновник хорош, когда задача
перед ним конкретная: наполнить
овощные прилавки или перебро-
сить дальневосточный лосось
в европейскую часть страны. А вы
его ставите перед выбором…
Давайте вспомним ещё один при-
мер «русского чуда»: когда за
12 предвоенных лет крестьянская
страна превратилась в индустри-
альную. А началось всё — с одной
электростанции, из которой вырос
ОКТЯБРЬ 2014
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
27
БЕЗ ГРАНИЦ