Стр. 28 - BDM_2014-10

Упрощенная HTML-версия

план ГОЭЛРО. Но построили не
только Днепрогэс, а ещё и «Маг-
нитку», Горьковский автозавод,
своё авиастроение. Параллельно,
как бы мимоходом, страну сдела-
ли грамотной, и — когда понадо-
билось — было из кого готовить
лейтенантов. В этой цепочке все
звенья взаимосвязаны, и ни одно
не выбросишь. Вот этой-то по-
нятной людям конкретики, обе-
спечивающей реальное движение,
сегодня и недостаёт.
Ну почему же недостаёт? Я с ин-
тересом слежу, как ваш журнал уже
в котором номере ведёт обсужде-
ние проекта Трансевразийского по-
яса развития. Чем не аналог плану
ГОЭЛРО в современном, естествен-
но, контексте! Санкции выявили
ущербность однобокой ориентации
на Европу? Пожалуйста — реальный
вариант разворота страны в Тихо-
океанский регион. И не в прагматич-
ном формате транспортного моста
между Европой и Азией — проект
предполагает развитие эффектив-
ных коммуникаций внутри страны,
конкретизирует формат инноваци-
онного рывка и обеспечивает вывод
российских экспортно-импортных
потоков в страны Азиатско-Тихооке-
анского региона. Того же, кстати, —
усиления влияния России на цен-
трально-азиатском и тихоокеанском
направлениях — требуют и задачи
развития Евразийского экономиче-
ского союза. Наконец, убыль населе-
ния в Сибири и на Дальнем Восто-
ке России уже не терпит спокойной
констатации. Необходим безотлага-
тельный комплекс мер, и опять же —
инновационных, только таким обра-
зом удастся обеспечить ускоренное
демографическое и социальное раз-
витие региона.
Все эти разнофакторные задачи
органично вписаны в рамки Трансев-
разийского пояса развития и только
в таком формате могут быть успешно
решены. Привязка инфраструктур-
ной идеологии к конкретным регио-
нам позволяет проекту стать реаль-
ным полигоном «сборки» ресурсов
на обширных территориях, примы-
кающих к Транссибу и БАМу на про-
тяжении почти 10 тысяч километров.
А в конечном счёте глобальный про-
ект может и должен стать своего рода
«матрицей» системного и опережаю-
щего развития для всей Российской
Федерации.
БДМ:
И насколько мы сегодня
готовы к тому, чтобы приступить
к столь грандиозным задачам?
Да в общем-то, мы уже приступи-
ли. Начинается строительство гло-
бального газопровода в Китай. Ак-
тивизируется освоение газоносных
и целого ряда других месторождений,
идёт модернизация БАМа и Транс-
сиба, шоссейных дорог, развиваются
дальневосточные порты, строятся
логистические терминалы. Перечень
можно продолжить. Другое дело, что
каждый из этих объектов рассматри-
вается пока как отдельно стоящий
проект. А интегрировать их в единое
целое, добавить недостающие элемен-
ты и выстроить их в иерархии при-
оритетов и сроков — думаю, просто
духу недостаёт. Да и некому эту рабо-
ту поручить.
Между тем подавляющее боль-
шинство исходных элементов, необ-
ходимых для формирования глобаль-
ного проекта, уже прорисовались
и поддаются структуризации. Понят-
но, что его каркасом — мостом меж-
ду Европой и Азией — должны стать
развитие транспортно-логистической
инфраструктуры и оптимизация
коммуникаций. Это создание авиа-
хабов и мультитранспортных узлов
(железных и автомобильных дорог,
трубопроводов, портов, энергосетей,
IT-коммуникаций), сориентирован-
ных на четыре ключевых вектора
трансрегионального экономического
партнёрства:
на Центральную Азию в связке
Омск–Астана–Бишкек–Душанбе–
Тегеран;
на Индию в связке Алтай–Тува–
Монголия–Тибет–Индия;
на Китай в связке Хабаровск–Би-
робиджан–Гонконг–Пекин;
на Юго-Восточную Азию в связке
Приморье–Япония–Корея–Вьет-
нам.
Очевидно также, что формирова-
ние каркаса должно быть органично
увязано с целым комплексом сопут-
ствующих задач: индустриальных,
энергетических, оборонных, социаль-
ных и иных. Обеспечить такую связку
могли бы созданные вдоль пояса но-
вые промышленно-технологические
зоны-кластеры. В пространстве за
Уралом было бы оптимально сфор-
мировать пять таких специализиро-
ванных агломераций в связках:
Омск–Новосибирск–Барнаул;
Кемерово–Красноярск–Иркутск;
Якутск–Магадан–Камчатка;
Хабаровск–Биробиджан–Благове-
щенск;
Находка–Сахалин–Владивосток.
Для каждой зоны, вероятно, по-
требуется своя госкорпорация раз-
вития, образованная по технологии,
отработанной в партнёрстве с ВЭБом.
Перед ними должны быть поставле-
ны чёткие мобилизационные задачи,
связанные с созданием новых высоко-
технологичных производств в маши-
ностроении, химической промышлен-
ности, малой авиации, судостроении,
деревообработке, с модернизацией
и развитием российской оборонки,
традиционной и альтернативной
энергетики, с освоением перспектив-
ных месторождений. В круг их прямых
обязанностей должны также входить
заботы о росте деловой активности
и привлекательности регионов для
инвесторов и партнёров из Европы,
Азии и Латинской Америки, о раз-
витии транспортной и иной инфра-
структуры, нацеленной на вовлечение
в проекты развития расположенных
в регионе поселений и предприятий.
БДМ:
Список наших «хотелок», на-
верное, неполон, но в основном
понятен. Осталось «уговорить
графа Потоцкого»: кто и почему
поедет из европейской России
на Дальний Восток? В 30-е годы
прошлого века люди из пере-
населённой деревни хлынули
28
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ОКТЯБРЬ 2014
БЕЗ ГРАНИЦ