Стр. 56 - BDM_2014-10

Упрощенная HTML-версия

Горячая десятка
ЛИДЕРЫ ПО ТЕМПАМ ПРИРОСТА НЕОБЕСПЕЧЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КРЕДИТОВ
БЕЗ
ЗАЛОГА
ПРИ ОБЩЕМ ТРЕНДЕ НА СВОРАЧИВАНИЕ НЕОБЕСПЕЧЕННОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
кредитования — тренде, который настойчиво формируют и регулятор, и сама жизнь, — есть банки,
которые свою деятельность в этом сегменте активизировали.
Агентство «Эксперт РА» выявило идущих против течения: публикуемый рэнкинг составлен по
результатам анкетирования, в котором приняли участие 75 банков — основных игроков сегмента.
Журнал «БДМ» выяснил у лидеров рэнкинга, за счёт каких продуктов происходил рост портфелей
необеспеченных кредитов, а также — насколько надёжны системы риск-менеджмента в этом сегменте.
№ Банк
Темп приро-
ста с 01.07.2013
по 01.07.2014, %
Общий портфель
по беззалоговым кредитам
физическим лицам, млн руб.
Доля портфеля
по беззалого-
вым кредитам
физическим
лицам в акти-
вах, %
Место
по активам
на 01.07.2014
общий
портфель
на 01.07.2014
общий
портфель
на 01.07.2014е
В КАТЕГОРИИ ТОП-50
1 МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК (ОАО)
111
89 531,0
42 339,0
18,7
14
2 ОАО «УБРиР»
52
63 799,0
41 954,0
29,2
49
3 Банковская группа «Открытие»
1
46
138 533,0
95 000,0
62,8
31
4 Банк «ВТБ24» (ЗАО)
46
647 516,0
443 845,0
27,5
4
5 ОАО «АЛЬФА-БАНК»
46
242 799,0
166 631,0
15,3
6
6 ОАО НБ «ТРАСТ»
27
108 854,0
85 547,0
47,9
31
7 ОАО «ОТП Банк»
26
30 415,0
24 197,0
20,3
30
8 ОАО «БАНК УРАЛСИБ»
26
59 615,0
47 416,0
16,1
19
9 ОАО «РГС Банк»
25
26 931,0
21 577,0
22,7
46
10 ОАО «Сбербанк России»
24
1 948 144,0
1 577 540,0
11,0
1
1
Банковская группа «Открытие» включает в себя банк «ФК Открытие», банк «Открытие», Ханты-Мансийский банк и Новосибирский муниципальный банк.
Здесь и далее
источник
: «Эксперт РА».
Банковская группа «Открытие»:
плюс 46%
МОСКОВСКИЙ
КРЕДИТНЫЙ БАНК:
плюс 111%
Артём АНДРЕЕВ
Начальник
департамента развития
потребительского
кредитования
Алексей КОСЯКОВ
Заместитель
председателя
правления
Э
кономическая ситуация диктует акценты на таких сегментах
кредитования, которые не столько сверхприбыльны, сколько
наиболее надёжны.
С этой точки зрения мы для себя определили три категории
клиентов (по возрастанию риска). В первую входят, во-первых,
зарплатные клиенты — риски при их кредитовании минимальны,
к тому же с технической точки зрения у банка есть возможность
безакцептного списания со счёта (что и для клиента удобно: не
надо держать в голове даты и суммы платежей). Во-вторых, это
клиенты банка, положительно зарекомендовавшие себя, с хоро-
шей кредитной или депозитной историей. И в-третьих, пенсионеры: по этой группе очень
низкая просрочка — это люди советской дисциплины, им некомфортно быть должными.
Ко второй категории относятся сотрудники так называемых аккредитованных компаний —
как имеющих корпоративные отношения с банком, так и не имеющих. Это компании уровня
среднего бизнеса и выше. У их сотрудников белая зарплата, стабильная работа. Наконец,
третья, наименее приоритетная категория, — люди «с улицы».
Нашу задачу мы видим в том, чтобы в портфеле беззалогового кредитования удельный вес
заёмщиков третьей категории не превышал 5–10%, заёмщиков второй категории — составлял
около 20%, соответственно, на клиентов первой категории приходилось бы 70% и выше.
Р
ост, который продемонстрировал
портфель наших беззалоговых
кредитов физическим лицам, — вполне
ожидаемый и закономерный результат
нашей работы в 2013 и 2014 годах. В рам-
ках стратегии по розничному кредитова-
нию мы активно работали с целевыми
низкорисковыми сегментами, что сде-
лало наш банк более устойчивым в текущей рыночной ситуации.
Мы уделяем особое внимание работе с клиентами из внутренней
базы, кредитуем сотрудников корпоративных клиентов. Что касается
нашей риск-политики, то мы заранее, еще в начале прошлого года,
скорректировали стратегию, приняв умеренно консервативный аппе-
тит к риску и сделав акцент на качественный андеррайтинг и автома-
тизацию. Это дало банку возможность гибко управлять кредитным
портфелем и иметь возможность развиваться, в то время как ряд
конкурентов, использовавших агрессивные продажи, вынуждены
сейчас существенно ограничивать кредитование.
56
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ОКТЯБРЬ 2014
АНАЛИЗ:
СПЕЦПРОЕКТ
ГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА