приводятся параллельные версии
истории, и «единственно верные» ма-
териалистические объяснения отсту-
пают. Возьмём известнейший факт —
перелом в Великой Отечественной.
Сколько ни изучают его — убедитель-
ного объяснения нет…Мистика.
Явное вмешательство свыше…
БДМ:
Насколько была велика и на-
сколько большой остаётся ваша
домашняя библиотека?
Библиотека и теперь постоянно
растёт. Книги стараюсь не пересчи-
тывать, а перечитывать. Как хотите,
а компьютерный вариант текста —
казалось бы, «менее вещественный»—
на поверку оказывается «менее ду-
ховным». Именно вещественность
традиционной книги сохраняет связь
со всей книжной культурой мира,
даже с клинописными табличками,
тем более — с папирусными и перга-
ментными свитками…
БДМ:
В какой степени новейшие ин-
формационные технологии способ-
ны повлиять на морально-этическое
состояние общества? Например,
с одной стороны, принято считать,
что в эпоху Интернета утрачено
искусство вежливой дискуссии,
а с другой — тот же самый Интер-
нет хранит все высказывания, что
волей-неволей заставляет заду-
маться…
Хочу напомнить, что общение
осуществляется между душами — от
сердца к сердцу, от ума к уму. А Ин-
тернет ведь сам по себе не мыслит
и не чувствует — как же может он по-
влиять на состояние умов и сердец?
Разве что облегчить им доступ друг
к другу…
БДМ:
Какое место гуманизм зани-
мает в вашей системе ценностей?
И как, вам кажется, воспринимают
это понятие наше современники:
сохранил ли гуманизм первоначаль-
ный смысл или что-то изменилось?
Гуманизм— главное в моём миро-
понимании: «Мы знаем, что мы пе-
решли из смерти в жизнь, потому что
любим братьев…» (1 Ин. 3:14). Здесь
подразумеваются братья по человече-
ству. Изначально вложенный Богом
в наше сердце, гуманизм всегда со-
храняет один и тот же смысл. Но лю-
бовь обязательно должна выражаться
в действенном сочувствии — помощи
тем, кто нуждается в хлебе и слове.
К тому же я уверен, что предписа-
ние «любить ближнего, как самого
себя» — меч обоюдоострый. Имен-
но — «как себя»: мизантроп почти
всегда самоненавистник. И лекарство
от самоотрицания или презрения
к себе —помощь другому, которая до-
растает до чувства братства. Так что
все формы «дегуманизации» — изле-
чимы. Лишь бы изживалось служение
тем «иным богам», которые диктуют
свои собственные, противоположные
библейским, «заповеди».
БДМ:
Какой реакции на ваши книги
вы ждёте от своих читателей? Какие
чувства и эмоции они должны в них
вызвать? Может быть, чему-то на-
учить?
Желаю моим читателям, чтобы
они совершенствовались в милосер-
дии. И ещё — чтобы они постоянно
«учились учиться». «Кто имеет, тому
приложится; кто не имеет, у того от-
нимется» — эти евангельские сло-
ва, конечно, сказаны о духовном
«имении». В этом смысле мой круг
читателей — это «имеющие» и «жела-
ющие приумножить».
БДМ:
В ваших книгах есть много
пластов для самых разных «счи-
тывателей», можно ли выделить
основные?
Сделать это трудно. Думаю, «пла-
стов» столько же, сколько и читателей.
Каждый неповторим — как же делить
их на категории? И внутренний про-
цесс постижения текста, и отклик —
у каждого свой. Помните, как отве-
тил Иисус на вопрос: «Надо ли давать
дань кесарю?» Он спросил: «Чьё изо-
бражение на динарии?» Ему ответили:
«Кесаря». И тогда прозвучало слово:
«Итак, отдавайте кесарево кесарю,
а Божие Богу». Обычно фиксируют
внимание на первой части этого из-
речения. А ведь главное — во второй!
Кесарю, изображённому на монете,
надо только подати платить. А чело-
век, в котором образ Божий, призван
весь, до конца посвятить себя Богу как
Источнику любви и правды…
БДМ:
Вас называют одним из самых
серьёзных поэтов в век тотальной
иронии. Как вам удаётся сохранить
серьёзный взгляд на мир?
Ирония частно-маргинальная за-
нимает своё место в культуре. Тоталь-
ная же ирония— следствие безбожия.
Не могут быть ироничными истина
и любовь, благоговение и самоотвер-
женность. Не принято иронизировать
по поводу болезни. Полагаю, что чело-
вечество в целом в нашу эпоху глубоко
больно духовно. Помочь можно серь-
ёзным словом, указав как на источник
болезни — утрату веры и любви, так
и на средство исцеления — поиск ис-
тины, следование ей…
БДМ:
Что составляет основу вашего
поэтического космоса?
Думаю, весь опыт души. Вер-
ность своему внутреннему миру.
Поэт не может жить одним, а стихи
писать о другом. Иначе не сложится
ни жизнь, ни песня. Человек считает
и ощущает себя либо животным, либо
бессмертным духом. Именно второе
Полагаю,
природа человека
как таковая
мало изменилась
. Настоящие
перемены происходят
в отдельном
человеке
по мере его умственного
и нравственного
преображения
96
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ОКТЯБРЬ 2014
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ